Не рай ли? Есть библиотека с тысячами томов, кафе, бассейн, устраиваются концерты и выставки. Компания тоже недурная: ученые, политики, люди искусства. Литераторам — перо в руки, композиторам — нотные листы и перспективы премьерных исполнений. Нет, ограничения имеются: большой симфонический оркестр предоставить не сможем, но камерный ансамбль — пожалуйста. Только творите — на радость всей Европе, и без того не сомневающейся (благодаря отчетам Международного Красного Креста), что здесь, в Терезиенштадте, настоящий курорт для евреев. И правда: в единственном в своем роде образцово-показательном гетто умирали преимущественно своей смертью. Грязную работу делали неподалеку — в Освенциме. Проблемы с перенаселенностью — лишних туда. Кто проштрафился — тоже туда. Вот и авторов оперы «Император Атлантиды» — 46-летнего композитора Виктора Ульмана и 25-летнего художника с литературными задатками Петера Кина однажды посадили в роковой поезд, следующий к газовым камерам: не понравился их опус начальству на генеральной репетиции. По счастью, они успели передать материалы надежному человеку, и спустя 30 лет премьера все-таки состоялась. Это случилось в Нидерландской опере, с тех пор мифический император мифической Атлантиды неустанно путешествует по миру, предпочитая делать остановки на небольших сценах. Логично: музыкальная природа оперы камерна, хотя говорит она о вселенском — о смерти. Но совсем не с настроением обреченности и страха.
Ульман с Кином придумали нечто вроде кабаре на 50 минут — элегантное и даже остроумное сочинение, названное не оперой, а легендой в 4-х сценах. Забавен инструментальный состав, который, вероятнее всего, нарисовался композитору не в свободном полете фантазии, а в тисках обстоятельств: что на тот момент имелось в гетто, то и пошло в дело. А имелись фортепиано, струнные, труба, альт-саксофон, несколько деревянных духовых, барабан и фисгармония с банджо и гитарой. Свои сюрпризы найдутся и в музыке, которая полна приветов от тех, чьи имена для просвещенных узников Терезиенштадта были не пустой звук. Помашет из далекого далека нотным листочком Гайдн: его «Императорская песня» отозвалась в гимне Третьего рейха. Промелькнут крохотные цитаты из запрещенной малеровской «Песни о Земле» и из «Израильской» симфонии Йозефа Сука. Финальный, полный несказанной печали квартет будет написан в традициях лютеранского хорала, а колыбельная напомнит о песенке времен Тридцатилетней войны в версии немецкого композитора XVIII века Рейхардта. Эти отсылки — не игра музыкальных слов. В них указание на конкретное местоположение и на конкретные реалии новой Атлантиды (столь же обреченной, как и мифическая, верили авторы оперы). И в них явственное желание композитора окутать братьев по несчастью и крови чем-то родным, дающим силы. Посмотри, Якоб (или Ицхак, или Мойша): с нами Малер, и моим пером иногда водит Шёнберг, потому как куда ж деть те годы, что я вращался в его сферах. А помнишь Вайля с его драйвом и сарказмом? Верь, и он молится за нас из своего американского далёка... Однако упрекнуть Ульмана в пестроте музыкального языка не удастся: из его рук вышло обаятельное целое, интересное с первой до последней минуты. Но погрузиться в этот мир в «Геликоне» в полной мере оказалось невозможным.
Ансамбль тут отправили за занавес, а на авансцену, каковой стала площадка в центре зрительного зала, вывели артистов. Они недурно справлялись с разговорными пассажами, переведенными на русский, и с разной степенью успеха пели на немецком. Маститый геликоновский бас Александр Киселев в образе Смерти и молоденькая сопрано Софья Цыганкова — Девушка максимально старались сообразовываться с гибким, богатым нюансами музыкальным языком Ульмана. На другом полюсе — вокалисты, определенно видящие себя не здесь, в камерном Белом зале, а на необъятной парадной сцене «Геликона». Это протагонист Михаил Никаноров, однообразный в динамике, и это Юлия Никанорова в роли Барабанщика как символа войны, являвшая почти сплошные форте, тембровую жесть и уже проступающую качку. Поди услышь за этой могучей вокальной стеной тонкое пение скрипки и попробуй не упусти стремительные смены настроений ульмановского опуса, которым дирижировала дебютантка «Геликона» Елена Сосульникова. Музыкантам бы сюда, на авансцену... Тем более что ничем интересным эта выигрышная площадка занята не была.
Актеры выдвигались на передний план и отступали в тень, укладывались по здешней привычке в горизонтальную позицию в минуту любовной истомы и вяло кружили, пытаясь подстрелить друг друга. Но кто они — эти Император, Смерть, Арлекин, Громкоговоритель? И что за связи меж ними? Аллегоричность и абсурдизм, которые есть в сочинении, перетекут в спектакль лишь несмелыми предположениями режиссера насчет того, что это такое. А на опыты по части образности решатся только те, кто придумывал костюмы и грим: Ростислав Протасов и Наталья Блинкова. Барабанщику они придали демонический вид, а ища образы жизнелюба Арлекина и Смерти, кажется, взяли на вооружение строчку из либретто «настали времена, когда и жизнь людей не радует, и смерть не печалит»: первого раскрасили в сумеречные цвета, а вторую представили вполне уютным господином (если только не смотреть ему в глаза, будто чем-то выбеленные). При этом приметы войны в спектакле художники свели к минимуму, хотя чуть не на каждом сантиметре оперного пространства только о ней и речь. И были правы. Ведь мы уже знаем: эта опера не про какой-то блицкриг.
История, рассказанная в «Императоре Атлантиды», начинается с того, что некоему властителю (догадайся, какому) возьми да приди в голову мысль развязать тотальную войну «во имя нашего великого прошлого и нашего великого будущего», объявив Смерть своей союзницей. Но той поворот, называемый «без меня меня женили», не понравился. Сам, теперь все сам, герр Император — с этими хорошо читаемыми мыслями, помнится, в постановке Дюссельдорфской оперы Смерть устраивалась поудобнее в халате и с бокалом вина на авансцене, всем своим видом говоря: ну-с, поглядим-ка на этот жалкий спектакль без меня в главной роли. И вот уже измученные бесконечными боями люди жаждут лишь одного — умереть. «Что ж, — говорит Смерть, к которой Император пришел на поклон, — возьмусь за дело. — Но только если первым согласишься умереть ты». Согласился. И пошел на свою Голгофу, теряя корону, апломб, самонадеянность, чтобы принести себя в жертву ради народа, о котором еще недавно и помнить не помнил. Тут и обнаружится, что Ульман с Кином создали нечто бездонное. Каждому в публике в эти финальные минуты может нарисоваться что-то свое. В том числе — ответ на вопрос вопросов: в чем смысл жизни? В смерти. Точнее, в том, каким ты ее встретишь...
Но — к нашей московской реальности. Озарений, удивлений, потрясений и прочих «катарсисов» жди лишь тогда, когда эта опера оказывается в руках мастера. Выпускник ГИТИСа Вадим Летунов, ставивший «Императора» в качестве своей дипломной работы, пока не из них.
Фото Ирины Шымчак
Поделиться: