– Сергей Августович, как прошел Год культуры для вашего театра?
– Год был насыщенным. На сцене театра и других сценических площадках города и республики мы провели более сотни спектаклей и концертов. В связи с объявленным главой республики Годом Арктики прошли гастроли солистов оперы и балета в северных улусах республики – Нижне-Колымском, Абыйском, Анабарском, Момском и Оймяконском. Доехать туда очень сложно, только по зимнику, к тому же там можно надолго застрять из-за длительных снежных буранов. Поэтому солисты нашего театра – нечастые гости в этих районах Заполярья.
– К какому репертуару тяготеет театр? Есть ли избирательность в плане той или иной стилистики или все эпохи и стили представлены равноценно?
– В прошлом году мы показывали в прокате совершенно разные балеты – это и «Лебединое озеро» Петра Чайковского, и «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева; показывали и оперетту «Цветок Севера» Гранта Григоряна. Из новых постановок – «Спартак» Арама Хачатуряна в хореографии Юрия Григоровича, недавно сочиненная музыкальная сказка «Дюкээбил и красавица Кустук» Николая Петрова по либретто Дмитрия Наумова. Вообще мы больше ориентируемся на проверенную временем классику, на «золотой фонд».
– Каковы планы театра в этом году?
– Сейчас очень многое зависит от финансирования, многие проекты в подвешенном состоянии. Кое-что было запланировано до кризиса. Например, осенью в рамках Дней культуры Республики Саха в Пекине в Национальном центре исполнительских искусств, называемом «Жемчужина на воде», мы собираемся показать новую постановку оперы «Князь Игорь» А.П. Бородина. Необычной, эллипсоидной формы центр, построенный французским архитектором Полем Андре к олимпиаде 2007 года, оснащен самой передовой техникой, так что поставить там русскую оперу было бы интересно. Художественным руководителем проекта и режиссером-постановщиком является известный якутский режиссер Андрей Борисов. О его реализации ведутся переговоры на федеральном уровне: Владимир Мединский обратился к министру культуры КНР, и предварительно согласие получено, хотя пока неизвестно, в каком формате это будет проходить – возможно, в рамках Дней российской культуры в Китае. Конечно, все это связано с большими затратами, и не только денег, но и времени – только пошив костюмов на 240 участников чего стоит!
– Почему вы выбрали именно эту оперу Бородина?
– Сейчас мы развиваем сотрудничество с азиатскими государствами, а сюжет «Князя Игоря» – взаимодействие Запада и Востока. Так что эта опера сегодня актуальна как никогда. Газопровод «Сила Сибири» тому свидетельство...
– Какие проекты еще запланированы?
– К 70-летию Победы планируется премьерная постановка оперы «Колыбельная» председателя Союза композиторов Якутии Захара Степанова. По сюжету мать отправляет на фронт пять сыновей и все пятеро погибают. Это академическая лирико-героическая опера, но на якутском языке, основанная на национальных мотивах. Кроме того, традиционно в марте пройдут гастроли балетной труппы в столице южной промышленной части Якутии – городе Нерюнгри. Каждый год мы даем как минимум четыре премьеры, в нынешнем году, возможно, их будет даже пять. Запланированы постановки оперы «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини, балета «Сильфида» Жана-Мадлена Шнейцхоффера, первого национального якутского балета «Полевой цветок» Марка Жиркова и Генриха Литинского (по мотивам сказки «Старуха Бэйбэрикээн с пятью коровами»).
– Расскажите об артистах театра, о юбилярах.
– Недавно солистка оперы Екатерина Корякина стала обладателем второй премии Международного конкурса вокалистов им. М.И. Глинки. Солист балета Павел Необутов получил диплом V Международного конкурса им. Юрия Григоровича «Молодой балет мира». В ноябре этого года солист оперы, лауреат конкурса им. Федора Шаляпина Иван Степанов отмечает свое 70-летие. Вопреки почтенному возрасту, он ведет активную творческую жизнь, у нас он задействован во всех басовых партиях. Также в прошлом году отпраздновали юбилеи Семен Оконешников, Нина Чигирёва. 12 февраля прошел творческий вечер солиста оперы Александра Емельянова. У него обширный репертуар, он поет баритональные партии. И не только у нас в театре: выступал и на сценах МАМТа, Ростовского музыкального театра, Санкт-Петербургского ГАТОиБ им. М.П. Мусоргского, в оперных театрах Италии. Вообще-то у нас много достойных солистов, и выделять кого-либо, наверное, не очень корректно.
– Сотрудничаете ли вы с театрами других городов?
– В форме обменных гастролей с одним из ведущих театров России – Новосибирским академическим театром оперы и балета. Одним из важных событий прошедшего года стали майские гастроли артистов Новосибирского театра во главе с директором Борисом Мездричем. А осенью в Новосибирске успешно выступили наши солисты. В ноябре солисты оперы дали концерт и в Екатеринбурге, в родной альма-матер – УГК им. М.П. Мусоргского, которой исполнилось 80 лет. Многие поколения якутских певцов вышли из этих стен (с 1949 г.) и стали мастерами оперной сцены.
– Давайте поговорим о сотрудничестве с Северо-Восточным федеральным университетом им. М.К. Аммосова.
– Наш театр давно сотрудничает с различными учебными заведениями республики, постоянно приглашая на свои мероприятия студентов и школьников. Договор о сотрудничестве с Северо-Восточным федеральным университетом мы подписали осенью прошлого года. Это просветительский проект. Нашей целью является привлечение в театр молодежи – студентов университета, приобщение их к шедеврам мировой оперной и балетной классики, воспитание художественного вкуса и, в целом, гармоничной личности. Первый спектакль (опера «Аида» Дж. Верди) был показан 13 ноября непосредственно в самом университете, в Культурном центре студенчества. Мы специально сделали недорогие билеты, по 100 рублей. Это было концертное исполнение с использованием видеопроекций и компьютерной анимации. Проект был принят публикой с большим энтузиазмом. Затем студенты приезжали к нам в театр, зал был полон. Многие из них – выходцы из сельскохозяйственных районов Якутии, из улусов, и мы хотели бы, чтобы они, впоследствии вернувшись на свою малую родину, стали не только специалистами в своей области, но и людьми с широким кругозором, любящими и понимающими оперное и балетное искусство.
Что касается ближайших планов – 25 марта проведем оригинальный театрализованный вечер классической оперетты под названием «Бал у князя Орловского», где прозвучат скомпонованные молодым петербургским режиссером Ольгой Маликовой-Наумовой фрагменты из самых известных оперетт. А 5 апреля этот проект будет повторен в Университете им. М.К. Аммосова. В наших планах и балет «Бахчисарайский фонтан» Асафьева, и опера «Евгений Онегин» Чайковского, и генеральный прогон «Князя Игоря» Бородина. В целом в рамках договора о сотрудничестве будет показано десять оперных и балетных спектаклей, пять из которых – в университете и еще пять – в оперном театре.
– В Якутске один музыкальный театр?
– Театр оперы и балета единственный, но есть еще Национальный театр танца РС(Я) им. С.А. Зверева, где работают профессиональные артисты балета, ставят балетные этноспектакли на музыку якутских профессиональных композиторов.
– В Театре им. П.А. Ойунского долгое время работала замечательная драматическая актриса и певица Степанида Борисова…
– Она продолжает работать, пробует себя и в качестве режиссера. В этом году ее режиссерская работа «Удаганки» (я бы перевел как «Девушки-шаманки») номинирована на «Золотую маску» от театра «Олонхо». Ее сфера – прежде всего якутский фольклор. Кстати, Степанида Борисова принимала участие в премьерном спектакле оперной дилогии Владимира Кобекина, поставленном нашим театром и показанном в Москве на сцене «Новой оперы» в 2007 году (в рамках Дней Якутии). В «Александре Македонском» она сыграла пантомимную роль духа войны, в «Кудангсе Великом» исполнила партию звезды Чолбон (Венеры). Заказ композитору был сделан Министерством культуры и духовного развития РС(Я). В 2009 году «Александр Македонский» тоже был номинирован на «Золотую маску» и получил специальный диплом.
– Есть ли сейчас в Якутии пишущие композиторы, которые работают в жанре национальной оперы?
– Я уже говорил о Николае Петрове. Есть еще Василий Ксенофонтов с его оперой «Благословение высшему духу». Кирилл Герасимов сейчас восстанавливает партитуру и партии «Полевого цветка» Марка Жиркова и Генриха Литинского. Этот балет был поставлен еще в 1947-м, но с тех пор были утеряны нотные материалы. Что касается наших молодых композиторов, то они в жанрах оперы и балета пока не работают. Надеюсь, все еще впереди!
Фото Александра Назарова На фото Аиза Решетникова, Надежда Зайкова, Алексей Садовский и Сергей Сюльский
Поделиться: