Ректор Казахской национальной консерватории им. Курмангазы, народная артистка Республики Казахстан Жания Аубакирова оценивает современное состояние музыкального вуза, который возглавляет с 1997 года.
- Что для вас значит сегодняшняя консерватория?
- Консерватория сегодня — крупный образовательный и культурный центр не только Казахстана, но и всей Центральной Азии. Наши педагоги не только замечательно преподают, но и отдают много сил организации различных проектов. Например, хоровая культура связана с именами Анатолия Молодова и Базаргали Жаманбаева. Шахимардан Абилов воспитывает лауреатов международных вокальных конкурсов и ежегодно организовывает в Павлодарском регионе фестиваль классической музыки. Искусство Гаухар Мурзабековой – в особом звучании струнных оркестров и ансамблей. Профессор Анатолий Гайсин выращивает вдохновенных баянистов и аккордеонистов. Карима Сахарбаева могла бы быть в Книге рекордов Гиннесса по количеству учеников - лауреатов конкурсов домбристов, монографий, исследований в области фольклора, просветительских передач на телевидении и статей в прессе. Композитор Актоты Раимкулова вдохновляет фестиваль современной музыки «Наурыз-XXI». Пианисты консерватории под руководством менеджера Анны Зеленцовой организуют международный конкурс пианистов и «Almaty International Piano Festival». Мы гордимся содержанием проекта радио «Classic», осуществленном нашими педагогами. Вещающее на волне 102,8 FM при техническом содействии телеканала «Хабар» радио представляет собой не имеющую прецедентов в стране форму сотрудничества учебного заведения и медиахолдинга.
- Какие возможности открывает перед вашими студентами Ассоциация европейских консерваторий, в которую ваша консерватория входит с 1998 года?
- Я несколько раз принимала участие в конгрессах ассоциации. Интересно было знакомиться изнутри с реальным процессом, специфическими проблемами европейского образовательного пространства, требующего унификации основных образовательных стандартов. Ситуация, возникшая в среде общего гуманитарного и технического образования, направленная на создание условий для академической мобильности студентов перед лицом глобальных процессов на рынках труда, затрагивает и сферу музыкального образования. Сколько страстных и отчаянных дискуссий, посвященных специфике творческого педагогического процесса, было в нашей профессиональной среде! Увы, малорезультативных дискуссий. Иногда мне кажется, что все направлено на уничтожение множества учебных институций, которые не смогут преодолеть возникших препятствий и освободят бюджеты своих стран от дополнительной нагрузки. А в остальном жизнь продолжается. Наши студенты могут оказаться в таком положении, что их дипломы не будут признаны в Европе или в США. Но если они блистательно владеют инструментом, то точно найдут свое достойное место.
Мы не очень упорствовали для того, чтобы участвовать в общеевропейских программах, по той причине, что легче было найти поддержку у себя в стране. Я думаю, что программы ассоциации направлены, прежде всего, на поддержку студентов из стран Европейского союза. Тем не менее, мы участвовали в проектах DAAD (Германская образовательная программа), у нас состоялось плодотворное сотрудничество с Высшей национальной консерваторией музыки и танца в Париже: это было многолетнее общение педагогов и студентов, принесшее профессиональную пользу, а главное, значительные изменения в ментальности. Мы почувствовали себя принятыми в доброжелательное и открытое братство музыкантов, нам удалось избавиться от множества комплексов. Благодаря грамотным действиям наших партнеров, наше сотрудничество получало финансовую помощь на все совместные проекты от МИДа Франции в течение пяти лет. С прошлого года мы начали общаться с Музыкальным университетом имени Шопена, подписав договор о сотрудничестве. Пока обдумываем, в какой сфере нам будет наиболее полезно поработать с коллегами, но уже получили предложение о гранте на обучение для наших магистрантов в докторантуре университета. Только в этом году наши студенты выступали за счет приглашающей стороны в ОАЭ, Германии, Индии, США, Республике Корея, Австрии, Ливане, и им еще предстоит множество концертов за рубежом, не говоря уже о выступлениях в своей стране.
- Каковы сегодняшние творческие силы консерватории и где они находят свое применение?
- За последние годы студенческие коллективы и солисты Казахской национальной консерватории им. Курмангазы выступили в самых знаменитых залах Европы, Азии, США, многие молодые музыканты разных специальностей получили награды на престижных международных соревнованиях. 45 участников хора отмечены золотыми медалями и специальными призами на конкурсах в Италии, Китае, Австрии. Оркестр народных инструментов триумфально выступал в Китае, Турции и впервые в Германии (в трех городах). Симфонический оркестр консерватории провел блистательные гастроли в США - в Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Бостоне, Вашингтоне и Нью-Йорке. Более 200 человек ежегодно, а это четверть студентов нашей консерватории, проходили учебно-производственную практику в «боевых» условиях, защищая честь музыкальной культуры Казахстана.
Нет ни одной области или города Казахстана, ни одного праздничного мероприятия самого высокого уровня, где бы ни выступали наши студенты. Мы никогда не были обделены вниманием казахстанской прессы, но наш выход на международный уровень был восторженно встречен рецензиями в авторитетных мировых СМИ, на зарубежных телеканалах прошли трансляции наших концертов. За годы независимости Казахстана консерватория взяла на себя дополнительные функции культурного проектного центра, который ежегодно проводит несколько крупных международных конкурсов, фестивалей, мастер-классов, научно-практических конференций.
В прошлом году мы провели V международный конкурс пианистов в Алматы, транслировавшийся онлайн. При поддержке «Казахтелекома» это было осуществлено впервые в нашей сфере. К нам приехали пианисты из США, Австралии, Ливана, Сингапура, Японии, Франции, России, Украины, Беларуси, Грузии и других стран. Во всем мире их слушали десятки тысяч людей, и мы получили множество восторженных откликов в Интернете.
Перед консерваторией стоят новые задачи. Если вчера мы были довольны тем, что играем по всему миру, то сегодня хотим, чтобы наша музыка и наши музыканты вписались в историю мировой музыки. В Казахстане колоссальный культурный потенциал, и мы, деятели искусства, постоянно чувствуем поддержку государства и нашего президента.
- Молодежные студенческие оркестры всегда покоряют энергией молодости и отваги. Но, наверное, есть и свои сложности в организации таких коллективов?
- Состав симфонического оркестра нашей консерватории ежегодно меняется на 25 процентов - уходят выпускники, приходят первокурсники. И поэтому передо мной стоят иные задачи, чем перед руководителями профессиональных оркестров. Для меня оркестр это, прежде всего, качественный учебный процесс, я хочу видеть реальный рост студентов на протяжении тех 4-6 лет, которые они проводят в консерватории. И как человек, который имеет опыт проведения именно студенческих концертов, я хочу сделать так, чтобы наши достижения в этой области максимально рекламировались, чтобы о нас больше говорили и знали. Чтобы наконец-то классическая музыка считалась не элитарным занятием, а средой обитания как можно большего числа людей.
Есть хороший пример Венесуэлы, где 35 лет назад началась государственная программа по обучению музыке детей из социально уязвимых, малообеспеченных семей. Эта программа давала им шанс состояться в жизни. Блестящим ее воплощением стал один из первых воспитанников программы, ныне знаменитый молодой дирижер Густаво Дудамель, который продолжает политику популяризации музыки в самых широких слоях общества. Это так интересно! Весь мир только и говорит о музыкальном эксперименте Венесуэлы. Сейчас этот опыт перенимают в США, Нидерландах. Дудамель является руководителем симфонического оркестра Лос-Анджелеса, нескольких европейских оркестров и работает с Молодежным оркестром Венесуэлы.
Я могу сказать, что у нас в консерватории обучаются не самые обеспеченные студенты, многие из них живут только на стипендию. В консерватории - 80 процентов учащихся из регионов Казахстана. Когда я смотрю на этих детей, я понимаю: если перед ними ставишь высокие цели - с ними происходят настоящие чудеса. И с каждым годом, с каждым проектом и каждым новым шагом я убеждаюсь в правильности выбранного пути.
- Организовывает ли консерватория концерты в своих залах для алматинской публики? Кто ваша целевая аудитория?
- За несколько последних лет нам удалось привести организацию концертов в Большом зале консерватории к современным стандартам концертного менеджмента. Наш рекламно-информационный отдел достиг значительных результатов, и сегодня все концерты, организуемые нами, проходят при аншлагах. Этому результату предшествовала многолетняя работа по изучению спроса на наш продукт различных слоев аудитории. Она дала нам возможность сформировать несколько концертных абонементов: "Оркестровая палитра», "По странам и континентам", "Его Величество орган", "Даламның дауысы", "Шедевры классической музыки", "Путешествие в мир музыки" (для детей). Участвуя в них, наши студенты получают настоящую производственную практику.
Последнее время на концертах много молодежи - это важнейший показатель. Все больше на наших концертах людей, которым нравится сложная музыка. Свою аудиторию мы стали обретать, начиная с 2004 года, и она постоянно расширяется. У нас практически индивидуальное обращение к каждому слушателю, мы имеем их электронные адреса, телефоны, они нам пишут – мы им пишем, они бронируют билеты на концерты...
- Что вы как ректор хотели бы сделать для своего вуза в будущем?
- У нас «планов громадье». Сейчас я хочу усилить работу с международными музыкальными фестивалями и сделать больший упор на рекламные и информационные ресурсы. Каждый раз, начиная новый проект, я как человек критичный думаю: ну, наверное, в этот раз получится не очень, слишком замахнулись. Но студенты меня каждый раз потрясают. Они играют с какой-то невероятной уверенностью. Откуда у них это? Непонятно. И мне еще самой нужно разгадывать многие феномены нашего процесса.
Поделиться: