Top.Mail.Ru
АРХИВ
28.02.2013
«ПАРАД ЗВЕЗД НА НЕВЕ – 2013»

Мегапроект «Берега надежды» на этот раз снова приглашает в Санкт-Петербург, где 26 – 29 марта состоится XXVI Международный фестиваль-конкурс детских, юношеских, взрослых и профессиональных творческих коллективов.

Его программа направлена на открытие всевозможных талантов подрастающего поколения, на активизацию обмена творческим опытом между представителями профессиональных сообществ нашей страны и ближнего зарубежья. На вопросы корреспондента «Играем с начала» ответил председатель жюри фестиваля-конкурса, эксперт Государственной Думы РФ, председатель комитета по культуре Общественной палаты города Москвы, генеральный директор Московского творческого центра «Лира», поэт, композитор И.М. Рогаль.

– Иосиф Михайлович, как всегда широко разнообразие представленных жанров! Скажите, композиторская и авторская номинация войдет в программу этого конкурса впервые?

– Нет, не впервые, и эта номинация весьма любопытна: в ее рамках исполняются произведения молодых начинающих композиторов. Некоторые участники исполняют свои произведения сами, а кто-то специально привозит с собой исполнителей. В прошлых конкурсах эта номинация, как правило, была представлена яркими произведениями на оригинальные тексты в жанре песенной эстрады, – и это несмотря на то, что возраст самых юных композиторов на нашем конкурсе начинает свой отсчет с 10-12 лет. Гендерной особенностью состава композиторов-конкурсантов является то, что в основном это девочки, но мне особо хотелось бы отметить, что сейчас в России достаточно много детей в возрасте 10-14 лет, достойно и вполне профессионально пишущих музыку в эстрадном жанре. Но, конечно же, основной контингент молодых композиторов – это участники 18 – 22 лет, максимум – 24 – 26-ти. Среди представленных на конкурс встречаются и сочинения в стиле авторской песни, но пока еще не было работ в академическом жанре, хотя и для них путь к соревнованию в этой номинации тоже открыт. На нашем конкурсе чрезвычайно важно то, что композиторские и авторские номинации не смешиваются с исполнительскими, идут в отдельном конкурсном зачете, то есть оцениваются именно композиционно-музыкальные и художественные достоинства нового произведения.

– Какова статистика участников этой номинации по заявкам нынешнего года?

– Вселяет подлинный оптимизм то, что количество участников постоянно растет, хотя и слегка волнообразно колеблется, что связано с большой региональностью нашей страны и различием сезонных сроков проведения конкурса. Однако уже сейчас ясно, что прирост участников ожидается и в этом году, причем за счет западной части нашей страны, что, понятно, объясняется ближним соседством к Петербургу – месту проведения конкурса. К нам приезжают из Москвы и Подмосковья, Архангельской, Мурманской и Ленинградской областей. Особенно много по-настоящему талантливых детей приезжают из небольших городов, таких как, Котлас и Печора. И мы каждый раз не устаем этому радоваться и все время задаем себе один и тот же вопрос: почему наибольшее количество одаренных детей приезжает именно из глубинки, из маленьких городов? Кто знает, возможно, сам уклад жизни, менее суетный, чем в крупных городах, и способствует этому. Так что в композиторской номинации, по моему наблюдению, лидирует именно западная часть страны, в отличие от южных районов, где мы тоже проводим фестиваль и где сильны, прежде всего, традиции песенного исполнительства – как фольклорного, так и эстрадного.

– Каков количественный и качественный состав участников конкурса в целом?

– Общее число участников разнится так: самое малое – 300, самое большое – 1500. Вот в таком диапазоне – а наш фестиваль-конкурс проходит раз в полтора-два месяца. Бывает 700, 900, 1100 человек – по-разному. Когда количество участников 350 – 450, мы уже считаем его малым, нехарактерным для нашего смотра. 700 – 1200 человек – вот то количество, которое мы считаем оптимальным и наиболее показательным для этого конкурса. Поскольку конкурс ориентирован преимущественно на молодое поколение, то его сложившийся показатель – 85% участников в возрасте от 6 до 25 лет.

Весьма интересно, что среди этой категории в вокальной номинации тот же самый процент приходится на девочек: что ж, по-видимому, так устроена природа. Дифференцированные методические подходы к оценке конкурсных результатов, конечно же, существуют у жюри как для младшей и старшей категорий участников-любителей, так и для исполнителей-профессионалов (возраст профессиональной среды может и пересекаться с молодежной: это участники, как правило, от 18 до 25-30 или даже 40 лет, но номинативно эти категории участников, конечно же, разведены). Международное жюри, в котором обязательно присутствуют опытные специалисты по каждой из представленных номинаций, заранее знает распределение участников по всем номинациям и возрастным категориям, так что никакого творческого давления между группами просто нет и быть не может.

– Конкурсные прослушивания проходят в открытом режиме, с публикой?

– Безусловно, причем всегда – в профессиональных театрально-концертных залах, оборудованных всем необходимым для любого из представляемых на конкурсе жанров. Но главное – эти залы всегда полны, просто забиты до отказа зрителями, среди которых, конечно, и сами участники, и болельщики, и работники учреждений культуры, и публика, приходящая сюда в поиске новых ярких впечатлений. Конкурс проходит нон-стоп с небольшими перерывами на репетиции, и три-четыре дня подряд в зале просто яблоку негде упасть! Профессиональное жюри всегда имеет свою квалифицированную точку зрения, но для выступающих на сцене эмоциональный отклик зрительного зала, взрывающегося аплодисментами поддержки, невероятно важен. На время конкурса участники, их педагоги, публика и жюри становятся одной большой семьей, ощущающей свою сопричастность к большому общественно важному делу. Конечно же, победителями все стать не могут, но главное, что на этом конкурсе не бывает ни проигравших, ни побежденных, ни недовольных судейством. Мы общаемся с участниками, делаем фото на память, а в конце вместе поем наш общий фестивальный гимн.

Поделиться:

Наверх