Традиционные музыковедческие конференции собирают обычно преподавателей и аспирантов консерваторий, представляющих свои научные изыскания, а деятельность преподавателей училищ часто остается без должного внимания. Между тем в российской системе музыкального образования именно среднее звено является основным, так как здесь закладываются базовые профессиональные навыки, без которых дальнейшее обучение не может быть успешным. Собрать преподавателей училищ для серьезного и свободного профессионального разговора показалось очень важным, поскольку ситуация требует пересмотра и обновления многих форм работы в классических теоретических дисциплинах: сольфеджио, гармонии, анализе форм.
Устроители конференции были уверены, что в каждом училище есть и опытные педагоги, обладающие интересными и полезными наработками, и молодые преподаватели, пришедшие в профессию с четким пониманием современных запросов и свежими идеями, однако разобщенность регионов дает им слишком мало возможностей для обмена опытом и взаимного профессионального обогащения. Эту задачу не вполне решают регулярные курсы повышения квалификации, которые, даже когда проводятся добросовестно, неформально, оставляют преподавателей просто в роли слушателей.
Предложение участвовать в методической и, главное, – практической конференции оказалось очень востребованным. Откликнулись училища от Калининграда до Иркутска. Преподаватели могли выступить с докладами как по частным проблемам ведения теоретических дисциплин, так и с общими концептуальными проектами. Важно, что конференция велась в двух форматах: очно и дистанционно, поэтому включиться в профессиональное общение можно было из любого города.
Уже по поступившим заявкам было понятно, что академическим направлением преподавания форум не может ограничиться: желание участвовать выразили преподаватели эстрадных, джазовых факультетов, к преподавателям сугубо теоретических дисциплин захотели присоединиться педагоги, ведущие хор, ритмику, музыкальную литературу.
В докладах первого дня, 29 ноября, поднимались вопросы практического характера. Как приучить духовика мыслить гармонически? Как пробудить в эстраднике интерес к академической музыке? Как добиться от непрофессионального хора слаженного и чистого звучания? Какими способами развивать джазовую тему? Своим опытом делились педагоги Нижегородской консерватории, предлагая собственные решения повседневных задач. Это зав. кафедрой теории музыки А.В. Харлов («Элементы свободной фактуры в рамках практических творческих заданий для студентов исполнительских факультетов»), О.А. Москвина («Многоголосие как основа слуховых и интонационных навыков в курсе сольфеджио»), Т.Л. Татаринова («Фольклорное сольфеджио как самостоятельная отрасль и его влияние на другие отрасли дисциплины»), А.В. Щепара («Устный ответ по гармонии абитуриентов при поступлении в Нижегородскую консерваторию»).
Особенный интерес вызывали выступления, в которых преподаватели показывали практические наработки, втягивая присутствующих в творческий процесс, предполагающий, например, умение импровизировать (доклады О.В. Воробьевой, преподавателя теоретических дисциплин Нижегородского музыкального училища им. М.А. Балакирева «Практические задания на фортепиано в курсе дисциплины "Гармония"»; Е.А. Мерзляковой, преподавателя музыкально-теоретических дисциплин Казанского музыкального колледжа им. И.В. Аухадеева, «О ритмическом воспитании в курсе сольфеджио на отделении эстрадного пения»; Г.В. Шолоховой, преподавателя Марийского республиканского колледжа культуры и искусств им. И.С. Палантая, «Тема и ее развитие в джазовой импровизации»). Кроме того, предлагалось петь хором (доклад Н.А. Бакиной, преподавателя и хормейстера ДМШ №5 г. Иваново, «Элементы хорового сольфеджио в работе с непрофессиональным студенческим хоровым коллективом»), а также анализировать на слух и по нотам (доклад Л.С. Климентовой, преподавателя теоретических дисциплин Нижегородского музыкального училища им. М.А. Балакирева, «Межпредметные связи между сольфеджио и гармонией в музыкальном училище») и даже – выполнять пластические этюды (выступление Л.Ю. Михайловой, зав. методической службой Марийского республиканского колледжа культуры и искусств им. И.С. Палантая на тему «Ритмика как один из телесно-ориентированных методов работы с художественным образом произведения в музыкальном исполнительстве»). Огромный интерес вызвало выступление А.В. Калашниковой, кандидата искусствоведения, преподавателя теоретических дисциплин Нижегородского музыкального училища им. М.А. Балакирева «Музыка "третьего пласта" в курсе музыкальной литературы на эстрадном отделении музыкального училища».
Это разнообразие форм, жанров и предметной сферы выступлений создало живую творческую атмосферу, вдохновляющую на дальнейшие поиски и повышение профессионального мастерства.
Второй день конференции, 30 ноября, был отдан встрече с зав. отделением музыкально-теоретических дисциплин Музыкального училища им. Гнесиных Н.В. Бойцовой. Наталья Валентиновна провела мастер-класс по анализу на одну из сложных для освоения в училище тем: «Формы рондо» – и буквально поразила слушателей блестящим владением фортепиано, исполнением наизусть многих произведений разных стилей; во второй части выступления – провела открытый урок по слуховому гармоническому анализу в курсе сольфеджио на основе учебных пособий В.А. Кирилловой. Эти прекрасные сборники, сочиненные выдающимся педагогом-сольфеджистом, Н.В. Бойцова привезла в дар Нижегородской консерватории, и они оказались очень востребованы участниками конференции, поскольку в большинстве региональных училищ были совершенно неизвестны.
Двухдневная встреча завершилась круглым столом, где все присутствовавшие – и очно, и удаленно – могли задать любые вопросы, поговорить с коллегами о насущных проблемах и обменяться полученными впечатлениями.
После проведения конференции организаторы сразу стали получать благодарные отзывы и пожелания дальнейшего сотрудничества. Стало очевидно, что встреча в «двойном формате» положила начало новой традиции. Теоретическая кафедра Нижегородской консерватории готова к проведению подобных встреч с учетом приобретенного опыта и пожеланий.
Поделиться: