Top.Mail.Ru
«Музыка нашего времени»
В Рахманиновском зале Московской консерватории открыл свой третий сезон международный проект, посвященный современной академической вокальной музыке

Талантливый исследователь, тонкий музыкант с безупречным вкусом и не просто прекрасный концертмейстер, а настоящий друг вокалистов – пианистка Карина Погосбекова три года назад придумала удивительный цикл. Его задача – привлечь внимание к камерной вокальной лирике «нашего времени». Миссия воистину культуртрегерская и очень сложная: такой репертуар и в лучшие-то времена уступал в популярности опере или инструментальному исполнительству, а теперь и подавно. Публика его мало знает – певцы не слишком им интересуются и обращаются к нему «по остаточному принципу», потому что ни славы, ни денег на нем не заработаешь: слишком живуч стереотип «современное – значит мудрёное».

Погосбекова с этим упорно спорит и добилась определенных результатов. Ее проект все больше привлекает внимание, формирует постоянную аудиторию. Причин успеха две. Во-первых, репертуар, который отбирает пианистка, высокого качества. К тому же Карина Погосбекова находит такую музыку, которая говорит с публикой не совсем уж экстремальным, а «вполне человеческим» языком. Во-вторых, в ее проекте задействованы в основном молодые, свежие и красивые голоса – качественные, самоценные, те, которые интересно слушать в любом репертуаре.

В инаугурационном концерте нового сезона наряду с молодежью приняла участие и настоящая метресса – солистка Большого театра, заслуженная артистка России Александра Дурсенева, обладательница уникального бархатного, темного меццо. В ее исполнении прозвучали сочинения Александра Науменко, проживающего в Лондоне и служащего в Ковент-Гардене вокальным коучем. Три духовных произведения – Ave Maria, Domine Deus и «Молитва» – Науменко написал специально в расчете на данные Дурсеневой. Их отличает мелодическая щедрость и яркая экспрессия, чем-то напоминающие стиль веристов. Эти качества были прекрасно переданы певицей.

Остальные участники концерта: сопрано Екатерина Ферзба, Ольга Власова и Анна Абаян, меццо Полина Шароварова, тенор Михаил Нор, вокальное трио «Мелоди» (сопрано Александра Конева и Светлана Полянская, меццо Ольга Надеждина), хор студентов Музыкально-педагогического института им. Ипполитова-Иванова (дирижер Елена Бессонова). Все с полной отдачей творили на сцене.

Погосбекова выбрала композиторов разных стран и направлений. София Губайдулина и Джон Адамс (вокальный цикл «Фацелия» и арию из оперы «Доктор Атом» представили Ферзба и Шароварова) соседствовали с Валерием Гаврилиным и Эдуардом Артемьевым, чьи безыскусные опусы трогательно исполнило трио Melody (невозможно было не загрустить на песне Гаврилина о Ленинграде «Город спит»).

Сильное впечатление оставил написанный в жанре пассакалии «22-й псалом» Иосифа Барданашвили, исполненный тенором Михаилом Нором. В его тексте – «Эли, Эли, лама азавтани?!!» («Боже мой, Боже мой, для чего Ты оставил меня?!!») предельно оголены два противоположных состояния: отчаяние и надежда.

Ярчайшее впечатление иного рода оставила сольная «Секвенция № 3» Лучано Берио – сочинение, написанное для Кэти Берберян, американской певицы и супруги итальянского композитора. В нем максимально переданы возможности человеческого голоса: здесь и шёпот, и смех, и напевание про себя, и даже кашель. Исполняя «Секвенцию…», Ольга Власова мастерски работала в эстетике цирковой эксцентрики, привнеся в концерт оригинальную краску инаковости.

Венчало программу сочинение вновь вполне традиционное. Динамичные хоровые этюды Евгения Клюева «Размышление», «Скерцо» и «Прощание, запрещающее печаль» из цикла «Три хора на слова Джона Донна» в переводе Бориса Томашевского бодро исполнил хор Ипполитовки, словно сообщив залу послание: любые трудные времена пройдут, а искусство вечно, поэтому будем жить им и по возможности наслаждаться жизнью! Этот заряд оптимизма был очень уместен на концерте проекта, который вселяет уверенность в жизнеспособности традиции и многогранности творческого поиска.

Поделиться:

Наверх