К музыкально-драматическим композициям на основе опер художественный руководитель фестиваля Юрий Башмет обращается не впервые. Такой жанр, по словам маэстро, «очень важен»: «Мы помогаем людям полюбить оперу». Среди подобных постановок, созданных известными театральными режиссерами при участии Башмета, оперных певцов и популярных драматических актеров, – «Фантастическая Кармен», «Севильский цирюльник», «Свадьба Фигаро», «Страсти по Пиковой даме».
В Клину нет собственного оперного стационара, и встреча с живой оперой для рядового клинчанина – редкий случай: когда еще на гастроли приедет настоящая оперная труппа!.. Поэтому просветительскую направленность клинского фестиваля трудно переоценить. К слову, в Подмосковье он не единственный. Последние годы в Коломне, Сергиевом Посаде, Серпухове и Дмитрове силами «Геликон-оперы» проводится опен-эйр «Русская опера у стен кремлей и монастырей».
«Евгений Онегин» – отличный выбор для новичков. Знаковый роман плюс гениальная музыка: что может быть лучше? К тому же пространством для постановки стало сакральное для русской культуры место: Музей-заповедник П.И. Чаковского. Сцену возвели на поляне рядом с домом композитора, оформив ее аркадами, прекрасно рифмовавшимися с пушкинской порой.
Из оперы взяли самые ударные и самые важные с точки зрения композиции и драматургии страницы: все сольные и ансамблевые номера (кроме драматически интересной сцены ссоры друзей на ларинском балу), развернутые оркестровые высказывания; заключительную картину исполнили целиком. По понятным причинам купировали массовые сцены – в проекте не участвует хор, – так что бал у Лариных изъяли почти полностью (прозвучал только вальс, причем исключительно в оркестровом изложении, что воспринималось на слух весьма непривычно), а бал у Греминых представили лишь знаменитыми полонезом и любовным монологом князя. В итоге произведение не потеряло своей цельности, и, несмотря на обилие читаемого поэтического текста, каркас у спектакля, безусловно, оперный.
Стихи Пушкина декламировали артисты МХТ им. Чехова Константин Хабенский и Ольга Литвинова. Читали по-новому (первый в большей степени, вторая в меньшей), созвучно интонациям нашего времени, немного как бы свысока, отстраненно по отношению к тексту, словно не очень веря в правдивость написанного, – консерваторы, воспитанные на старых мхатовских образцах, в былые годы обильно транслируемых Всесоюзным радио, остались несколько в растерянности. Хабенский особенно усиливает присутствующий в пушкинском стихе слегка насмешливый тон, что местами входит в непреодолимое противоречие с музыкой Чайковского – очень честной, искренней, интерпретирующей роман без тени сарказма или рефлексии.
Геликоновский режиссер Илья Ильин сделал в целом изящную классическую инсценировку, одев героев в хрестоматийные костюмы пушкинской эпохи (и малиновый берет Татьяны на месте): сюжет подан в первозданном виде, без модных новаций. Почти. Потому что в финальном объяснении Татьяна с невероятным самообладанием наливает чай непрошенному гостю, а уходя и говоря «прощай навек», смачно целует Онегина в губы.
Действие разворачивается на авансцене, певцы и актеры как на ладони: важны не только интонации и мимика – всё артистическое проживание образа, полная погруженность в него. Близкий контакт со зрителем и звукоусиление дают певцам преимущество – объективно оркестр звучит более приглушенно, нежели в традиционном оперном театре. Но одновременно эта же диспозиция сильно осложняет контакт с дирижером: очевидно, что и вокалистам, и маэстро синхронность и координация даются нелегко. Тем не менее они справляются с задачей: ткань оперы оказывается цельной, развитие идет без тени искусственности. Как дирижер Юрий Башмет исключительно чуток к певцам, бережно их ловит, иногда прямо-таки подстраиваясь под них, но не теряет общего тонуса и темпоритма, от этого «Онегин» у него получается классическим, узнаваемым, каким-то родным. Оркестр «Новая Россия» звучит добротно, местами даже поэтично, без чего в этой опере решительно не обойтись.
В спектакль пригласили вокалистов разных поколений и достоинств. Мастеровитые Анастасия Бибичева (Ларина) и Александра Саульская-Шулятьева (Филиппьевна) напоминают своим пением и игрой о традиционной большой опере: все в высшей степени профессионально, основательно, с размахом (жаль, их партии не дают им по-настоящему развернуться). Олег Цыбулько поет своего Гремина каким-то облегченным европейским голосом, практически баритоном (если не тенором) – воспоминания о басовых титанах в этой партии (Рейзене, Иване Петрове, Нестеренко) явно не в его пользу. Сергей Романовский исполняет фрагменты партии Ленского очень ярко и экспрессивно, лишь крайние верхи получаются местами какими-то искусственными. Алексей Исаев (Онегин) пленяет тембром, но не всегда хорошо справляется с дикцией, четкости пропеваемого слова явно недостает. Жаля Исмаилова (Татьяна) очень чутко и выразительно проводит ключевую для ее героини сцену письма, но вот на финал драматизма, энергетического посыла ей явно не хватает.
Фото Яны Иксановой
Поделиться: