Ирина Куклина: «Я всегда ориентируюсь на самые высокие стандарты личности»
Методика образно-знакового моделирования, разработанная преподавателем Калининградской ДШИ им. Шопена Ириной Ивановной Куклиной, помогает учащимся делать заметные успехи: с первых шагов обучения фортепиано и в процессе дальнейшего музыкального развития

Освоить сложнейший язык фортепианного исполнительства не каждому под силу – уж слишком многим приходится жертвовать, работать на износ, предпочесть миру гаджетов и мимолетных развлечений постоянный труд и преодоление себя. Некоторые не выдерживают, уходят, а ученики Ирины Куклиной бегут на занятия с горящими глазами, и выходят с уроков одухотворенные и окрыленные, переполняемые желанием творить и сказать свое слово в искусстве.

В чем секрет? Как преподавателю удается достигать подобных результатов?

«Прежде всего, своим искренним увлечением и любовью, дружеским отношением и уважением к личности ученика, – рассказывает Ирина Ивановна Куклина. – Я всегда ориентирована на самые высокие стандарты личности, учу их учиться. И не только их – вместе с ними я сама учусь, и привлекаю к этому не имеющему границ процессу родителей. Считаю, что триада «педагог-родитель-ученик» является главной гарантией успеха – убери одно звено, и вся пирамида рассыплется. Вот почему рекомендую, чтобы родители присутствовали на уроках, участвовали в мероприятиях, вместе с детьми посещали концерты. Не менее важной является среда. В этом смысле системообразующий фактор – наша школа, в которой царит особенный дух, настрой на дружелюбность, сплоченность. Школа существует с 1964 года, и все это годы администрация именно в таком ключе подбирала кадры – это стало традицией, передающейся на протяжении многих лет от руководителя к руководителю. Продолжает славные традиции и наш сегодняшний директор Юлия Магасумовна Макарчук: жизнь в школе бьет ключом, проходят концерты (их более 160 в год), буквально «взахлеб» реализуются проекты, фестивали и конкурсы - духовой музыки и хореографического искусства, исполнителей на струнно-смычковых инструментах и юных художников. И, конечно же, юных пианистов. Потому чтофортепианное отделение школы – одно из ведущих в Калининграде. Трудно переоценить и значение общения с профессионалами среднего и высшего звена – хороший преподаватель никогда не постесняется брать консультации, ему очень важен взгляд со стороны. Один из наших кураторов – легенда музыкального сообщества, я бы сказала, фортепианный гуру, Владимир Дмитриевич Слободян. Его поддержка, уважение к нашему труду имеют для нас большое значение, вдохновляют на дальнейшие свершения. На юбилейном концерте маэстро лучшая ученица моего класса, лауреат и обладатель Гран при многих престижных конкурсов, лауреат фонда «Новые имена» Арианна Егязарян играла вместе с Владимиром Дмитриевичем Двойной концерт Моцарта в сопровождении симфонического оркестра Калининградской филармонии. Это потрясающий опыт для нашей юной «звезды» Арианны, которая является примером и творческим ориентиром для других детей, уже дает полуторачасовые сольные концерты и собирается поступать в Калининградский музыкальный колледж».

Помимо педагогической деятельности, Ирина Ивановна – методист. И это не только выполнение профессиональных обязанностей, это ее огромная исследовательская и творческая работа, жизнь в условиях непрекращающегося эксперимента. Результатом этой работы стала оригинальная методика, уже доказавшая свою успешность и действенность. В центре методики – образно-знаковое моделирование, в процесс которого учащиеся погружаются с первых шагов обучения фортепиано. Это не просто овладение инструментом – целостная система музыкально-исполнительского познания. Практически сразу даётся весь блок необходимых знаний, умений и навыков. Происходит одновременное развитие слуха, чувства ритма, умения читать нотную запись, играть двумя руками, работать над музыкальными образами, подбирать по слуху, транспонировать, импровизировать: все это повышает эффективность овладения каждым навыком в отдельности и обеспечивает целостный, системный подход к обучению.

«В своей методике я интенсифицировала следующие этапы: интонационные формулы, чтение с листа, запоминание текста, гармонический анализ, устранение технических трудностей, – рассказывает Ирина Ивановна. – Ученику предлагается попробовать себя в роли: слушателя, исследователя, интерпретатора, исполнителя. Построенная таким образом работа учит вдумчивому, критическому осмыслению музыкального материала, ставит учащихся в позицию исследователей, помогает выявлять причинно-следственные связи. Они становятся успешными, и это неизбежно повышает мотивацию».

Эффективность данной системы работы с одарёнными и способными детьми подтверждается высокими результатами. Среди учеников И.И. Куклиной 5 стипендиатов губернатора, 4 стипендиата главы города, лауреат фонда «Новые имена имени Иветты Вороновой», этот список постоянно обновляется. Юные пианисты дают концерты на лучших сценических площадках Калининграда – в музыкальном колледже, в Кафедральном соборе, на сцене исторического здания Калининградской филармонии, где выступали лучшие музыканты Европы и мира. Многие воспитанники класса Куклиной продолжают обучение в средних и высших профессиональных музыкальных учреждениях, побеждают в престижных европейских и всероссийских творческих состязаниях. Причем конкурсы для них – не самоцель и не момент самоутверждения, а возможность пообщаться со зрителем, рассказать о высоком и одновременно сокровенном на языке фортепианного искусства.

Своими методическими разработками Ирина Ивановна щедро делится с коллегами. Так, в 2021 году на двухдневном проекте «Учебно-творческая лаборатория преподавателей Калининградской области», организованном при содействии Учебно-методического центра Калининградской области, И. Куклина представила свой мастер-класс. На открытых уроках автор практически показывала, как работает методика образно-знакового моделирования: было создано совершенно особенное образовательное пространство, глубокое и одновременно живое, наполненное яркими эмоциональными образами и формирующее мотивацию к достижению новых высот.

 ***

В 2022 году Ирина Ивановна Куклина отмечает 30-летие педагогической деятельности. Все в ее жизни сложилось именно так, как когда-то в детстве ей сказала мама, заметившая и поддержавшая всепоглощающую любовь дочери к музыке: «Ты будешь работать в музыкальной школе, и тебя будут любить дети». Слова оказались пророческими, все так и сложилось. И дело, конечно, не только в мистическом материнском предвидении, а, прежде всего, в преданности профессии, которая стала смыслом жизни. Главным делом, которое позволяет идеальному преподавателю с незаурядными организаторскими способностями становиться примером для своих учеников. Достойным подражания примером, вдохновляющим их на постоянное личностное совершенствование и профессиональный рост.

Поделиться:

Наверх