Афиша эпохи реконструкции
Детский музыкальный театр имени Наталии Сац переживает сложный период: Большой зал закрыт на реконструкцию, спектакли идут на Малой сцене и в фойе, а также на других московских площадках. Но труппа не снижает тонуса и предложила два спектакля, способных удивить. Первый – опера Александра Гречанинова «Женитьба», второй – «Гензель и Гретель» Энгельберта Хумпердинка

«Женитьбу» по Гоголю Гречанинов создал на излете жизни, когда ему было уже за восемьдесят (1946). Речитативно-мелодекламационный стиль сочинения очевидно наследует традициям Даргомыжского и Мусоргского. Как известно, на этот сюжет существует незаконченная опера Мусоргского, и с ней «Женитьба» Гречанинова, несомненно, перекликается. В частности, Гречанинов тоже пишет музыку на неизменный текст комедии, не прибегая к услугам либреттиста. Опера исполнялась дважды за рубежом, а впервые в России была поставлена именно в Театре Сац режиссером Александром Леоновым и дирижером Леопольдом Гершковичем.

В спектакле воссоздана атмосфера XIX века, уклад жизни мелкопоместного дворянства и купечества (сценограф Анна Нежная). «Исторические» элементы реквизита и легкая декорация-планшет, рисующая перспективу то дома Подколёсина, то Агафьи Тихоновны, определяют комедийно-реалистическое решение спектакля. Ярки и выразительны костюмы героев, в каждом из которых подчеркнут характер и манеры. Прекрасно выстроены полные динамики мизансцены, что особенно непросто сделать в малом пространстве и близости артистов к публике, но режиссер успешно с этим справляется. Особый акцент – на актерской игре, виртуозной и искрометной.

В полном согласии с буффонным актерствованием находится и музыкальное решение. Гибкий и выразительный речитатив, четкость дикции, интонационное разнообразие – всем этим блестяще владеют исполнители, создающие замечательный ансамбль персонажей: томный и робкий Подколёсин Максима Дорофеева, нагловато-авантюрный Кочкарёв Андрея Панкратова, суматошная Фёкла Анастасии Ялдиной, глуповато-наивная Агафья Анны Малькиной, приземленно-рассудительная Арина Пантелеймоновна Натальи Елисеевой, а также уморительные женихи, созданные Владиславом Дорожкиным (Яичница), Олегом Банковским (Анучкин), Максимом Усачёвым (Жевакин), и слуги, гротескно воплощенные Георгием Сологубом (Степан) и Юлией Волковой (Дуняша).

Опера Хумпердинка, весьма популярная в Европе и все чаще появляющаяся у нас (она в активном репертуаре Мариинского театра и «Новой оперы»), решена в Театре Сац необычно: как «веселый хоррор для детей и их родителей». В этой связи даже название дали новое: «Лес, ведьма и горящий шкаф», а партитуру изрядно купировали, оставив только самое главное и заметно облегчив – она дана в камерной версии (музыкальная редакция Алевтины Иоффе и Владимира Белунцова).

Пространство Малой сцены художник-постановщик Василиса Кутузова затянула сплошь в черный цвет, также одеты и герои – в черные платья и парики с минимальным вкраплением белого. Лишь добрые сказочные персонажи Дрема и Росинка предстают в этой «темной, темной комнате» в белоснежных одеяниях ангелов. Атмосфера страшилки усилена масками, свисающими с колосников, фигурами черных котов тут и там и красными черепами, вспыхивающими на фоне тотальной черноты: они выполняют роль пресловутых пряников, которыми потчует детей кровожадная Ведьма. Художник по свету Юлия Айнетдинова постаралась сделать пространство спектакля максимально темным – иной раз действие на сцене оказывается трудноразличимым.

«Гензель и Гретель» в первоначальном виде — довольно мрачная история, несмотря на все пряничные домики и нескончаемые запасы сладостей у ведьмы, — говорит режиссер спектакля Надежда Бахшиева. — В нашем спектакле центральное место отводится не мармеладу и шоколаду, а надломленному миру некогда счастливой семьи. Череда испытаний приводит героев к пониманию того, что семья — это самое главное. Так же, как и добро. Наш «веселый хоррор» напомнит, что даже в том, что кажется темным и беспросветным, есть свет и спасение». Руководствуясь этим, режиссер не забывает про юмор, и в итоге ее «хоррор» получается, скорее, забавным.

Актерские работы в спектакле весьма симпатичны, а дирижер Сергей Михеев уверенно сводит аккомпанемент камерного ансамбля и непростые партии певцов (не смотри, что опера детская, ее язык совсем непрост). Но бесспорно надо всеми персонажами возвышается невероятная Ведьма в гротескном решении примадонны театра Людмилы Бодровой, которая оказывается смысловым центром действия, удивляя и безграничными возможностями своего сопрано, и ярчайшим воплощением образа.

Фото предоставлены пресс-службой Детского музыкального театра им. Н. И. Сац

Поделиться:

Наверх