Первым оперу по поэме Сергея Есенина написал Александр Холминов – в 1966 году: через год прошла ее премьера в Кировском театре, позднее оперу ставили на многих советских сценах и даже за рубежом. «Анна Снегина» Владислава Агафонникова появилась в 1968-м: ее сценическая судьба не была столь же удачной, зато в 1969-м по ней был снят телефильм.
Можно сказать, опере Агафонникова повезло, поскольку видеофиксация – документ на все времена. Запись хорошая: драматические образы создали замечательные актеры Виталий Безруков (это было первое воплощение образа Есенина в кино и на телевидении) и Ёла Санько. Вокальные партии исполнили звезды советской оперной сцены Анатолий Мищевский, Татьяна Тугаринова, Алексей Кривченя, Вероника Борисенко.
Достоинства оперы очевидны и неоспоримы. Она компактна (идет около часа), рассчитана на квартет солистов, в основе – великолепная поэзия, либретто ладно скроено (автор Григорий Шапиро), драматургия строится на контрастах, сочинение воспринимается на одном дыхании.
Музыка увлекает с первых тактов, в ней ощущается свежесть и естественность течения; яркие мелодии – с элементами городского романса, частушки или народной песни. Есть богатое лирическое начало, за которое «отвечают» центральные персонажи (Есенин и Снегина); есть хоровые включения – роль хора в сочинении более чем значительна – и динамичные симфонические фрагменты. Все вместе находится в гармоничном сочетании. Сцены логично и бесшовно спаяны друг с другом, действие развивается стремительно. Пению отдан приоритет, что очень импонирует. Вокальные партии написаны мастерски: с опорой на лирико-романсовые интонации для лирической пары, на народные попевки и бытовые жанры – для колоритных деревенских персонажей. Стихия революционной круговерти поручена хору и оркестру: энергичные песни первого и экспрессивное звучание второго убедительно передают глубину и патетику страшного и великого времени в истории России.
«Анна Снегина» была очень качественно представлена на сцене Зала Чайковского: юбиляру преподнесли настоящий подарок. «Мастерам хорового пения» Льва Конторовича равно удавалась и стихийная разухабистость песен, и нежная акварель акапельных, почти церковных песнопений – красота и стройность звучания хоровых партий вдохновляла и радовала. «Новая Россия» Юрия Башмета играла с воодушевлением; дирижер Дмитрий Волосников сумел представить сочинение целостным музыкально-драматическим полотном.
Прекрасно себя показали и солисты: за единственным исключением, все они – из «Новой оперы». Чарующий тембр «лемешевского» тенора Алексея Татаринцева необыкновенно уместен в образе Сережи Есенина, мастерство позволило певцу быть равно убедительным и в нежной меланхолии, и в революционном порыве. Трепетное и выразительно сопрано Екатерины Петровой делало бесконечно притягательным психологически непростой образ Анны Снегиной. Сочное и прекрасно выделанное меццо Полины Шамаевой превосходно справилось с двумя небольшими разнохарактерными партиями: старой аристократки Матери Анны и по-народному значительной Жены Мельника. Мельника исполнил прославленный бас Большого театра Вячеслав Почапский: певец интеллектуальный, тонкий и, увы, до сих пор по достоинству не оцененный в родном коллективе. Между тем каждая его роль – это всегда многогранный образ и вокальное совершенство. Игровые партии-роли лубочного характера отлично спели тенор Нурлан Бекмухамбетов (Лабутя) и баритон Илья Кузьмин (Прон). Чтецом (стихи Есенина звучат как отдельно, так и в сопровождении оркестра) выступил известный актер театра и кино Марат Башаров.
Поделиться: