Вечный «Борис»
Два спектакля Большого театра подарили уверенные дебюты и встречу с интересными гастролерами.

«Борис Годунов» в постановке Леонида Баратова идет более 70-ти лет: это самый старый спектакль из золотого фонда Большого театра. В 2007-м решили было сделать новую постановку шедевра Мусоргского, но спектакль Александра Сокурова не прижился, и в 2011-м «Бориса» образца 1948 года восстановили, капитально отреставрировав (режиссер Игорь Ушаков, сценограф Альона Пикалова, художник по костюмам Елена Зайцева; декорации – восхитительная работа Федора Федоровского).

Этот спектакль хорошо известен по видеофиксациям разных лет с разными составами; есть киноверсия режиссера Веры Строевой (1954); Большой театр многократно показывал его на гастролях – в Ла Скала, например, даже дважды (1964 и 1989 гг.).

Рецензировать давно знакомое смысла не имеет, достаточно сказать, что и десять лет спустя после реставрации спектакль пребывает в превосходном состоянии. И, как прежде, продолжается традиция участия в этом спектакле приглашенных отечественных и зарубежных исполнителей.

В новом сезоне его представили блоком из двух вечеров. Наряду со штатными звездами театра – такими, как Михаил Казаков (Борис), Агунда Кулаева (Марина Мнишек), Игорь Головатенко (Щелкалов), Денис Макаров (Пимен), Роман Муравицкий (Шуйский), Валерий Гильманов (Варлаам), – в «Годунове» были дебютанты и гости.

Среди первых особенно порадовали исполнительницы партий царских детей. Анастасия Сорокина спела Ксению ясным и ровным, красивым звуком, изрядно передав меланхолию и чистоту своей героини. Сочное звучание и энергичная манера Алины Черташ в партии Федора были уместны для передачи характера подростка; кроме того, артистка была органична и в травестийной роли как таковой.

Солистка Камерной сцены им. Бориса Покровского Ирина Березина дебютировала в партии Мамки, достойно прозвучав на Исторической сцене. Ее голоса хватало на озвучивание огромного зала, а комедийная ипостась роли была уверенно воплощена: игривые строфы певица исполнила с верной интонацией и не без изящества. Наконец, Светлана Шилова в партии Шинкарки также продемонстрировала владение комическим амплуа, само же пение отличалось стабильностью и профессиональной зрелостью.

Основное внимание публики, бесспорно, сосредоточилось на гостях Большого. Им была отдана любовная лирическая линия. Партию Самозванца исполнил армянский тенор Ованнес Айвазян, а партию Марины Мнишек – белорусская меццо Оксана Волкова. К сожалению, обоим не хватало яркости и полетности звучания. Мощный голос первого оказался слишком темным, недостаточно звонким, чтобы всегда стабильно пробивать оркестровку Римского-Корсакова; кроме того, дикция артиста не является его сильной стороной. В отношении актерского решения образа Сцена в Чудовом монастыре была сыграна интересней и уверенней, нежели Сцена у фонтана. Пробивной звучности не хватало и гостье из Минска: ее томное, вязкое меццо, бесспорно красивое, но не идеально ровное, в иных фразах терялось, что помешало законченности образа властной и уверенной в себе панны. Актерские усилия, сами по себе замечательные, поскольку гибкая актриса и эффектная женщина Волкова превосходно держится на сцене, где пела не раз, не смогли стать полноценной компенсацией вокальных недоработок.

Титульную партию исполнил известный польский бас Рафал Шивек. Впервые он вышел на сцену Большого в 2013-м в партии короля Филиппа («Дон Карлос»), а позже пел и в русских операх: Галицкого в «Князе Игоре», Ивана Грозного в «Псковитянке» и Бориса (дебют в 2018-м). Его нынешнее выступление, безусловно, понравилось. Во-первых, подкупает превосходное произношение: Шивек прекрасно освоился с русской фонетикой. Во-вторых, партия сделана и прочувствована – найдены верные интонации и акценты, а сама роль сыграна впечатляюще, на уровне выдающихся драматических актеров. Учитывая сложность образа Бориса, это большое достижение для любого баса, тем более для иностранца. В-третьих, красивый и достаточно мощный голос певца звучал прекрасно. Шивек избегал пережима и излишней аффектации, пел культурно и элегантно, но в кульминационных моментах не скупился на экспрессию и был убедителен. Певцу особенно удались сердечные интонации в общении с детьми (Сцена в тереме и финал).

И еще один гость, проведший оба спектакля, заслужил самых высоких суперлативов. Это маэстро Александр Анисимов, ныне возглавляющий оркестр Минской филармонии. Опытнейший маэстро, много лет руководивший Большим театром Белоруссии и Самарским оперным, представил великую партитуру Мусоргского во всем ее блеске, значительности и глубине. Дирижируя четко и ясно, иногда чуть скупо по жестам, он раскрыл все богатство этой музыки, высветив ее драматическую насыщенность и логику. Идеальный контакт с певцами обеспечил математическую точность взаимодействия сцены и ямы. Оркестр Большого театра отвечал Анисимову взаимностью: все посылы дирижера находили адекватное воплощение.

Фото Дамира Юсупова/Большой театр

Поделиться:

Наверх