События
22.03.2019
С БАРОККО В ДУШЕ – С ГРАУНОМ В СЕРДЦЕ!
Аншлаг на концерте Юлии Лежневой в «Зарядье» с ансамблем La Voce Strumentale под управлением Дмитрия Синьковского был предсказуем и ожиданий не обманул

Широкая публика пришла на свою любимицу, более искушенные слушатели – и на потрясающий барочный ансамбль, а истых меломанов привлекла сверх того возможность услышать раритеты – арии из опер композитора немецкого барокко Карла Генриха Грауна (1704–1759).

Созданный Д. Синьковским в 2011 году La Voce Strumentale занял собственную нишу в исторически ориентированном исполнительстве и из множества подобных ансамблей выделяется филигранным почерком и идеально сбалансированным звучанием. На концерте в «Зарядье» к группе continuo La Voce Strumentale примкнул итальянский лютнист Лука Пианка. Инструментальных сочинений в большой программе прозвучало немало – известных, как Concerto grosso La follia Джеминиани (по скрипичной сонате Корелли), и не очень: в их числе Адажио и фуга Ксавера Рихтера, Концерт для скрипки, струнных и continuo Жана-Мари Леклера, Концерт для трех скрипок, струнных и continuo Георга Филиппа Телемана. Д. Синьковский не только дирижировал – он предстал также в ипостасях скрипача-виртуоза и контратенора (в дуэтных бисах с Ю. Лежневой).

Сопрано Юлии Лежневой поистине уникально: ее голос подвижно легок и чувственно силен, способен звучать на нежнейшей кантилене и переливаться мириадами оттенков колоратуры в умопомрачительных пассажах. Свое выступление певица начала со знаменитой арии di bravura (Son qual nave ch’agitata) – арии Арбака, написанной Риккардо Броски (1698–1756) для своего брата Карло Броски (легендарного кастрата Фаринелли) и предназначенной для вставки в оперу «Артаксеркс» (1730) Иоганна Адольфа Хассе на лондонском исполнении 1734 года. Интерпретация мужской арии певицей-сопрано в наше время автоматически делает из Арбака партию-травести, однако Ю. Лежнева поет настолько музыкально раскрепощенно и волшебно, настолько виртуозно и «беззаботно», что лучшего исполнения и желать не приходится!

От феерии светской музыки – бросок к духовным сочинениям Антонио Вивальди. Сначала – созерцательно-задумчивое Domine Deus (сопрано с гобоем соло и continuo) из «Глории» (RV 589), а затем – необычайно волнующий своей экстатичностью мотет In furore iustissimae irae (RV 626). Четыре его части – ария di bravura, речитатив, ария di sostenuto и финальная «Аллилуйя» – разговор о вечном, в котором певица выступает искуснейшим медиумом между партитурой и залом.

Монографический аудиоальбом оперных арий Грауна с ансамблем Concerto Köln и дирижером Михаилом Антоненко Ю. Лежнева записала в 2017 году, и четыре трека из него мы услышали вживую. Отправную информацию об операх этого композитора (об их сюжетах и оригинальной раскладке голосов) найти сегодня непросто, но, как бы то ни было, две его арии, услышанные в исполнении сопрано, сегодня также воспринимаются ариями героев-травести. Речь об арии di sostenuto Аристея из «Орфея» (Orfeo, 1752) и арии di bravura Постумия из оперы «Сулла» (Silla, 1753). При этом структура прозвучавшей арии Армиды из одноименной оперы (L’Armida, 1751) интересна тем, что, будучи по темпам в целом медленной, в своем центральном разделе содержит всплеск темпа, мощный взрыв di bravura, который довольно быстро возвращается к cantabile.

 

Ария di bravura Агриппины из «Британника» (Britannico, 1751) – то, с чем сначала осенью 2015 года мы познакомились в Москве как со вставной арией Лаодики на концертном исполнении оперы «Сирой» Хассе. Надо ли говорить, что в ней Ю. Лежнева царила! Этот супервиртуозный номер, в котором высочайшее техническое мастерство певицы, а также истовое погружение ее в стиль барокко с новой силой проявились на новом витке развития ее исполнительства, поставил лишь точку в блоке Грауна и во всей программе, но не в самом вечере, ведь на бис прозвучали пять вокальных номеров: чем не третье отделение!

Открыла его еще одна супервиртуозная пьеса – ария Роксаны из оперы «Александр» Георга Фридриха Генделя. Феерию барокко на волне меланхолии подхватил фрагмент арии Ипполиты из «Геркулеса на Термодонте» Вивальди. В ней с «вокальным эхо» певице чуть «помог» Д. Синьковский, а следом оба они изумительно лирично исполнили дуэт Астерии и Андроника из оперы Генделя «Тамерлан». Не обошлось и без нежнейшего cantabile сопрано из «Триумфа времени и разочарования» Генделя. Пятый бис воззвал к гению Николы Попоры, и еще одна «Аллилуйя» поставила финальную точку!

 

Фото Лилии Ольховой

Поделиться:

Наверх