Top.Mail.Ru
ДЕБЮТ
12.04.2021
Акцент на виртуозность
В Большом зале Московской консерватории дебютировала Айгуль Ахметшина

Концерт, который должен был состояться осенью, но из-за сложностей текущего периода был перенесен на весну, собрал неимоверное количество публики, что по нынешним временам выглядит все еще очень непривычно. Интерес к молодой башкирской певице подогрел и ее недавний дебют в МАМТе в партии Кармен, прошедший вполне успешно.

Выпускница Уфимского училища искусств Айгуль Ахметшина в родных пределах не задержалась: голос и актерская харизма еще в юном возрасте привели ее на европейские сцены. Она выиграла ряд международных конкурсов, проходивших в России, но по-настоящему ее звезда зажглась на Западе. За каких-то три-четыре года – дебюты в неаполитанском театре Сан-Карло, на фестивале в Уэксфорде, в Новой Израильской опере. В 2017-м Ахметшина стала участницей молодежной программы Ковент-Гардена (причем самой молодой за всю ее историю), спев на сцене главного театра Великобритании такие важные партии, как Прециозилла в «Силе судьбы», Кармен и Сонетка в «Леди Макбет Мценского уезда».

В ближайшем будущем ее ждут сцены Цюриха, Глайндборна, Токио, Барселоны и Мадрида, Амстердама, Берлина, Нью-Йорка... Бог даст, все эти планы воплотятся, а пока Айгуль Ахметшина поет в столице своей родины.

Кто-то увидит в этом парадокс и скажет – опять проглядели дарование, упорхнувшее за рубеж! И будет и прав и не прав одновременно. Такова зачастую реальность. Если внимательно изучить биографии, например, американских певцов – как прошлых десятилетий, так и нынешних, – нетрудно увидеть: очень многие из них по окончании вузов на родине искали славы в Европе, очень часто – в театрах Германии. Кто-то спустя некоторое время возвращался в США звездой с европейской репутацией, кто-то так и застревал в штате немецкого театра. Нечто подобное сегодня мы видим и в отношении певцов из Азии (Китая и Южной Кореи): их очень много в европейских театрах, хотя жизнеспособных коллективов и в их странах хватает. Возможно, есть в этом какая-то формула успеха: состояться вдали от родины, чтобы о тебе заговорили и узнали именно «оттуда». Не исключение и певцы из России – многие уезжают делать себе имя в Европу.

Два дебютных спектакля «Кармен» в МАМТе в марте и сольный концерт в Большом зале консерватории в сопровождении «Виртуозов Москвы» (дирижер – Фабио Мастранджело), который прошел 6 апреля, дают исчерпывающее представление о палитре возможностей новой башкирской звезды. В отличие от ходового репертуара в «Стасике» (Кармен – наверное, самая популярная партия репертуаре меццо-сопрано), в БЗК Ахметшина сосредоточилась на совсем другой музыке – ариях барокко и раннеромантического бельканто.

Хотя ее московский театральный дебют был вполне успешным, концерт в БЗК явственно показал, что другой репертуар ей сегодня и ближе, и органичнее. В первом отделении были исполнены четыре барочных арии и две моцартовских. Причем первая четверка – подряд, без «прокладок» из оркестровых увертюр и интерлюдий. Сложнейшие в техническом отношении номера были заявлены сразу и очень амбициозно – певица продемонстрировала весь арсенал технических средств и свою недюжинную выносливость, удивительную неутомимость. В первой же арии Констанцы из «Гризельды» Вивальди она показала превосходное владение колоратурной техникой – как известно, опусы «рыжего падре» особенно изощренны в плане технических сложностей, изнурительных пассажей, виртуозность тут достигает космических вершин. Далее следовали «брючные арии» – Анастасия из «Юстина» Вивальди, генделевских Ксеркса (из одноименной оперы) и Дардана из «Амадиса Галльского». В этих ламентозных, протяжных номерах другие задачи – и певица их прекрасно выполняет, демонстрируя превосходную кантилену, умение петь длинные легатированные фразы, проявляя гибкость и способность к игре тембральными красками. Ее очень красивое, насыщенное и культурное, великолепно обработанное меццо-сопрано доставляло истинное наслаждение в партиях, которые по нынешним временам все чаще поручают контратенорам с их преимущественно весьма специфическим звучанием.

После увертюры из «Волшебной флейты» последовали две арии Секста из «Милосердия Тита». Эта моцартовская музыка еще очень близка барочной стилистике опер-сериа, поэтому номера воспринимались продолжением вивальдианско-генделевского повествования, не привнося новизны в исполнение, но убеждая в тех же добродетелях, какими Ахметшина приятно удивила в начальных номерах концерта. Первое отделение оказалось очень успешным – настоящим фейерверком и эмоций, и технического блеска.

Начало второго отделения было посвящено бельканто первой трети XIX века – были спеты арии из «Золушки» и «Итальянки в Алжире» Россини и хрестоматийная ария Леоноры из доницеттиевской «Фаворитки». И вот тут все было уже не так однозначно. Во-первых, при всей близости к XIX веку, при немалой виртуозности арий Россини и Доницетти это все же другая эпоха и другая музыка. Тут нужно меньше блистательной техники, но больше чувства и умения разнообразно фразировать – с этим певица справляется пока не так совершенно. Барочные арии эмоционально более одномерные – в бельканто нужно больше артистизма в звуке, и над этим стоит еще поработать. Во-вторых, певица просто переоценила свои возможности в плане выносливости. Три развернутые, трудные, поистине изнурительные арии были спеты подряд, и очень чувствовалось, что к Леоноре Ахметшина буквально выдохлась, ей не хватало сил, отчего, например, верхние ноты в кульминациях не получились такими красивыми, как могли бы быть (судя по ариям первого отделения); кроме того, им было присуще утяжеленное, излишне широкое вибрато.

Во второй половине второго отделения гармония была восстановлена. Исполнялся менее затратный репертуар, в котором Ахметшина вновь очаровала красотой тембра и ровностью диапазона, равно как и естественным, не наигранным артистизмом. Испаноязычные и итальянские песни (Гарделя, Тости и др.), популярные «Букет цветов из Ниццы» и «Бесаме мучо» показали, что не только виртуозное подвластно певице и артистке, но и весьма простые, но отнюдь не легкие исполнительские задачи, когда удивить нужно не блеском, но искренностью, сердечностью, естественностью.

Фотографии предоставлены организатором концерта, агентством Moscow Nights

Фотоальбом

Поделиться:

Наверх