Top.Mail.Ru
Предчувствие «Весны»
Московский Детский хор имени Александра Пономарева дал сольный концерт в Большом зале консерватории после годичного перерыва

Прошедший год для «Весны» был юбилейный – школе Пономарева и ее знаменитому хору исполнилось 55 лет. Коллектив начал его «за здравие» – замечательным концертом в зале «Зарядье», который к тому же явился и дебютом на этой новой академической сцене. Однако последующие события заставили детские голоса надолго замолчать. Все эти месяцы ребята занимались онлайн, что в случае с хором сделать очень непросто, а добиться подлинного восстановления формы получилось уже только в январе-феврале 2021-го, когда школы искусств были, наконец, открыты. Тем не менее полуторамесячный «спринтерский забег» принес свой впечатляющий результат на концерте в БЗК в последний зимний день: «Предчувствие весны».

Наполнение программы было во многом «весенним» – доминировали светлые, прозрачные музыкальные краски. Стопроцентно весенними были и два произведения, обрамлявшие выступление аркой. Salut, Printemps! («Приветствуем тебя, весна!») Клода Дебюсси и «Весна идет» Владимира Рубина. В первом – насыщенная фактура в аккомпанементе и мягкость хоровых голосов. Во втором нагрузка лежит только на хоре – удивительной полифонией и разнообразными акустическими эффектами композитор создает осязаемо плотную звуковую материю, наполняя ее почти эзотерической энергетикой, имитируя активное пробуждение сил природы.

Первое отделение было посвящено зрелому романтизму и неоклассике XX века. Второе – сочинениям наших современников, притом присутствовавших в зале. Обе части концерта строились одинаково: многочастное произведение крупной формы с небольшим прологом к нему. 

Первыми прозвучали "Три духовных хора" (ор. 37) Брамса и "Венок рождественских песен" (ор. 28), Бриттена. Брамс написал свое сочинение в подражание Палестрине: несколько нарочито архаичный язык требует идеальной стройности и прозрачности звучания, тем более что исполняются хоры а капелла. Торжественно-светлый настрой первого, O bone Jesu, сменяется сдержанной молитвой Adoramus te; завершение – энергичное прославление Regina coeli, в котором кружевная вязь голосов в весьма подвижном темпе создает завораживающий эффект. Со всеми художественными задачами коллектив справился блестяще.

Бриттеновский цикл – взгляд на эпоху ренессанса уже из ХХ века и через призму постромантического опыта. Двенадцать разнохарактерных частей ставят перед хором многообразные задачи, впечатляющие сложностью; большой гибкости от коллектива требуют эмоциональные и технические переключения. Размеренные медитативные части (в некоторых звучат голоса хористов-солистов) контрастируют с энергичными, кульминационными: это This little babe (№ 7) и Deo gracias (№ 11). Особую красоту придает сочинению включение арфы в качестве единственной поддержки-сопровождения голосов. Витиеватую инструментальную партию превосходно исполнила лауреат международных конкурсов Нина Куприянова. С хором у арфы сложился идеальный ансамбль.

Второе отделение началось «Двумя молитвами» петербургского композитора Сергея Екимова – два хора на стихи армянского классика Григора Нарекаци (в переводе Наума Гребнева): это было первое исполнение опуса. «Час настает» и «То слово, что мне скажешь в осужденье» – строгие и печальные хоралы с яркими и необычными гармониями, с элементами стилизации под Средневековье, полные звенящего напряжения, ощутимого даже в пиано. Детским голосам, несмотря на всю их нежность и трепетность, а может быть, как раз благодаря этому, удалось передать суровый, мужественный настрой этой музыки.

И вновь большой 12-частный цикл – на этот раз московского композитора Ефрема Подгайца, давнего друга «Весны»: «Времена года» на стихи Сергея Козлова (с посвящением основателю хора А.С. Пономареву, 1987 г.). Циклы подобного рода имеют огромную музыкальную традицию, поэтому новаторство композитора, конечно, не в тематике, а выборе средств выразительности. Хоровые партии то иллюстрируют вьюгу или капель, то погружают в томную июльскую жару, то заражают характерным предновогодним настроением, которое называется «ожиданием чуда». В итоге – увлекательное путешествие в природу с постоянной сменой картин. Для сопровождающего пение фортепиано композитор написал очень сложную партию (а одну часть цикла, «Март», целиком подарил пианисту, хор здесь молчит). Пассажи в стремительных темпах, оркестровость фактуры – с этими задачами отлично справился концертмейстер хора: лауреат международных конкурсов Василий Заболотний.

«Весна» не утеряла своих лучших качеств. Коллектив продемонстрировал свой фирменный «весновский» звук – мягкий и воздушный, ясный и гибкий, – равно как и идеальный строй, и превосходный баланс между партиями. Поначалу не всегда уверенное и недостаточно округлое звучание сопрано в предельном регистре по ходу концерта исчезло и установилась однородность звуковой ткани. Альты сразу демонстрировали сочный, фундаментальный звук – настоящую опору. Исключительно мастерство руководителя хора – Надежды Авериной, чей жест всегда точен, а в пластике есть та самая мягкость и кантиленность, которой всегда искал Александр Пономарев. Особенно подкупает умение вылепить форму, придать сколь угодно масштабному произведению законченность и стройность.

Фото Катерины Дубовой

Фотоальбом

Поделиться:

Наверх