Приоткрывая завесу тайны
Название поселка Тайцы происходит от слова «тайный». Эта овеянная легендами земля в Гатчинском районе Ленинградской области, казалось, самой судьбой была предназначена для того, чтобы рождать и воспитывать таланты. В 80-е гг XIX века в усадьбе, принадлежавшей промышленнику Демидову, неоднократно отдыхал с семьей Николай Андреевич Римский-Корсаков. Здесь гений русской музыки испытывал особенный прилив вдохновения: на страницах рукописей Третьей симфонии, оперы «Снегурочка», Учебника гармонии и многих других произведений рядом с датой начертан его автограф с пометкой «Тайцы»

Имя великого композитора Детская музыкальная школа, открытая в Тайцах в  1983 году, носит с 2014 года. Годом раньше школа начала проводить ежегодный конкурс, посвященный творчеству Н.А. Римского-Корсакова: с  2014 года мероприятие имеет статус открытого районного конкурса. Необыкновенная атмосфера рождает  множество ярких творческих начинаний: тематических вечеров, концертов, посвященных знаменательным датам, участниками которых становятся обучающиеся и преподаватели. Талантливые гости спешат сыграть свою партию в этой многоголосной партитуре: в рамках проекта «Детская филармония» на школьной сцене выступали студенты Санкт-Петербургской консерватории и музыкальных училищ, артисты оркестра государственного академического Мариинского театра, артисты Ленинградской филармонии, композиторы. С 2012 года работает  проект «Детский музыкальный лекторий», в рамках которого лекции для младших школьников и малышей из детских садов читают не только преподаватели, но и старшеклассники. В 2019 году стартовал проект «Неделя музыки», центральной темой  которого  стало празднование 175-летия Николая Андреевича Римского-Корсакова. Неделя музыки будет проходить ежегодно в марте-апреле и привязываться к значимому событию в жизни нашего отечества или мирового музыкального сообщества.

«События 2020 года из-за санитарно-эпидемиологической обстановки внесли свои коррективы в жизнь школы, – рассказывает директор Таицкой ДМШ Галина  Николаевна Головачёва. – И все же некоторые мероприятия состоялись. Наверное, потому, что их невозможно было отложить «до лучших времен». Так, видеоконцерт, посвященный 75-летию Дня Победы, инициировали сами дети. Задолго до памятной даты они начали присылать на сайт школы видеоролики: в праздничной одежде, в пилотках, с особенно трогательным выражением лиц, а главное, с особенным настроением, отражающим состояние души. Это шло от сердца, и педагогам оставалось только эту инициативу подхватить».

Несмотря на ограничения, вызванные санитарно-эпидемиологической обстановкой, учащиеся школы активно  принимают участие в областных, районных конкурсах и фестивалях, теоретических олимпиадах – дистанционные творческие состязания и достижения в них стали значимой страницей истории ДМШ. Страницей тем более ценной, что написана она была в чрезвычайных обстоятельствах. Открытый областной конкурс «Весенняя капель» в мае 2020 года принес лауреатство I степени второкласснице Таисии Вахрушевой (гитара). На I Всероссийской  олимпиаде по музыкально-теоретическим дисциплинам в сентябре 2020 года ученица 5 класса Александра Струкова стала лауреатом II степени. На открытом  областном конкурсе музыкально-художественного творчества с международным участием «Цвет и звук Державы Н. К. Рериха» в номинации

«Музыкальное исполнительство» 4 место занял второклассник Макар Тузов (гитара). Открытый областной конкурс «Юные дарования» принес лауреатство III степени Артуру Петросяну в номинации «Ударные инструменты» и 4 место Таисии Вахрушевой в номинации «Народные инструменты». На II Международной (III Всероссийской) олимпиаде по музыкальной литературе среди обучающихся 4-8 классов ДМШ и ДШИ лауреатом I степени стал семиклассник Макар Туров.

«Этими победами мы очень гордимся. И в целом, дистанционный период  – важный этап нашей жизни, который мы прожили достойно, и с которым справились все без исключения, и дети, и преподаватели, – продолжает рассказ Галина  Николаевна Головачёва. – Но невозможно закрывать глаза на то, что отсутствие сцены, которая воспитывает, обучает музыканта, дарит ни с чем несравнимый опыт общения с аудиторией, сильно ограничивает творческое развитие. Без сцены музыкант не может жить, он должен чувствовать дыхание зала, слышать аплодисменты. К сожалению, к этому придется привыкать – до 1.01.2022 года мы не сможем проводить очные конкурсы и публичные концерты. Но есть и плюсы, среди которых главный – новый уровень ответственности наших детей, которые с недетской внутренней мобилизацией проходят это непростое время, всегда вовремя выходят онлайн на занятия, всегда с подготовленным заданием. Мы видим, как они скучают по педагогам, по школе. Рядом с ними теперь родители, и это тоже плюс – наконец-то папы и мамы могут видеть процесс обучения и даже включаться в него, быть в постоянном контакте с преподавателями. Сложно дистанционно проводить уроки на инструменте: если теоретикам организовать удаленное занятие возможно, то у инструменталистов возникает множество вопросов – руку поставить, для струнников еще и инструмент настроить, я сама скрипачка, знаю всю эту «кухню» изнутри. И со всей ответственностью говорю, что со сложностями мы справились достойно. Провели все аттестации, осуществили вступительную компанию, полностью укомплектовав школу на нынешний учебный год. Наши творческие преподаватели находили формы работы, которые были наиболее результативны именно в данных обстоятельствах. Так, в отсутствие сводных хоровых репетиций, преподаватель хора сделала для обучающихся подборку выступлений детских хоровых коллективов разных лет: дети слушали, как пели их сверстники в советские времена, анализировали, делали выводы. Не имея возможности проводить практические занятия, педагог  сконцентрировал внимание учеников на развитии кругозора, музыкальной эрудиции, формировании теоретических навыков. В целом мы  не потерялись, не остановились и не отстали, а напротив, сделали важный шаг вперед. Мы приобрели бесценный опыт, главным итогом которого стало осознание того, что не существует испытаний, способных нас остановить».

***

Еще одно толкование названия села Тайцы  – подземные, «тайные» воды. И действительно, поселок Тайцы расположен в местности, которая богата родниками и ключами. А где родник, там и жизнь, которая, несмотря ни на что, продолжается. Как и в  музыкальной школе, впитавшей энергетику этих мест и подхватившей историческую миссию своих великих предков.

Поделиться:

Наверх