Top.Mail.Ru
Путешествие из Петербурга в Москву
«Новая опера» в условиях карантинного безмолвия проводит онлайн- трансляции концертных программ

Вслед за залом «Зарядье» Театр им. Евгения Колобова вторым у нас в стране решился на «революционное» мероприятие: концерт в отсутствии публики. Под аккомпанемент директора Дмитрия Сибирцева и концертмейстера Анны Ситниковой солисты представили антологию русского классического романса от Глинки до Рахманинова. После этого «Новая опера» стала транслировать свои концерты каждый вечер. Таких вечеров в докарантинное время здесь было великое множество – театр всегда уделял колоссальное внимание камерному репертуару.

Один из примечательных состоялся 22 марта: в день рождения «Новой оперы». Баритон Илья Кузьмин и завлит театра Михаил Сегельман в качестве концертмейстера представили обширную глинкинскую программу, что также весьма знаменательно. Создатель театра маэстро Евгений Колобов, обожавший бельканто, среди русских композиторов особо выделял первого классика. Первой оперой, поставленной открытым в 1991 году театром, была «Руслан и Людмила», а начало каватины «Грустно мне, родитель дорогой» все годы используется в качестве звонка перед началом спектаклей.

Исполнялись пять глинкинских романсов (начиная с ранних, середины 1820-х, до самого последнего, «Не говори, что сердцу больно», 1856), а также вокальный цикл «Прощание с Петербургом» (дюжина романсов зрелого периода творчества). Вокальный Глинка совсем нечасто звучит в наших камерных залах, «Прощание…» и того реже.

Во всей блистательной труппе театра трудно найти второго такого исполнителя, кто так тонко, с таким чувством и умением интерпретирует вокальные миниатюры, как это делает Илья Кузьмин. Это не означает, что его оперные достижения менее значительны. Ученик легендарной примы Большого театра Валентины Левко, он двадцать лет назад пришел в «Новую оперы», сразу громко заявив о себе: его дебютный Гамлет в редкой опере Амбруаза Тома буквально потряс. С тех пор Кузьмин исполнил множество разнообразных партий, создав галерею интересных образов.

В камерном репертуаре (не только глинкинском) Кузьмин всегда исключительно убедителен. У него приятный голос, мягкий и лиричный, по интеллигентной манере его пение напоминает великого Дитриха Фишера-Дискау. Исполнение отличает феноменальная дикция и чудесная естественность нюансировки, тончайшие светотени которой ни на секунду не кажутся вычурным красованием или технической уловкой с целью достижения какого-либо эффекта. Но несправедливо было бы все достижения Кузьмина приписывать лишь его музыкальности и артистизму (хотя такая оценка, конечно, предпочтительнее для любого певца) – сам баритон его обладает замечательными характеристиками: он бархатистый в нижнем регистре, благородного окраса на середине, ему присуще звонкое и точное звучание верхов.

Своим совершенным инструментом и умным, но не лишенным чувства пением Кузьмин буквально завораживает. Ему особенно близка тонкая лирика, романсы элегического, меланхолического настроя, где движения души выражены наиболее рафинированно. Но и мужественные страницы, содержащие, например, браваду («Болеро» из цикла) или даже трагические ноты (как в «Еврейской песне» или «Рыцарском романсе»), звучат интересно, с верным отношением.

Удовольствие не было бы полным, если б не идеальный ансамбль певца и пианиста, настоящее слияние голоса и рояля. Аккомпанемент Михаила Сегельмана – исключительно чуткий и гибкий, деликатный, но выразительный, обеспечивал великолепную поддержку. Кроме того, как и другие онлайн-концерты «Новой оперы», этот вечер для «дистанцированной» публики Сегельман сопровождал просветительской беседой, подавая интересную информацию в артистичной манере.

Фото Даниила Кочеткова

Поделиться:

Наверх