Top.Mail.Ru
С именем Архиповой
2 января исполнилось 95 лет со дня рождения Ирины Константиновны Архиповой

Знаковая дата отмечается в Москве скромно. Родной для великой певицы Большой театр посвятил ее памяти спектакль «Царская невеста» – как известно, именно Любашей Ирина Архипова дебютировала на профессиональной сцене в Свердловске в 1954-м; в Малом зале консерватории прошел концерт русской камерно-вокальной музыки: выступили Ольга Кондина, Анатолий Лошак и Олег Кулько. Состоялось и еще одно событие: в Центральном доме ученых Фонд Ирины Архиповой во главе с Владиславом Пьявко организовал вечер, представивший две равновеликие стороны искусства артистки – оперное и камерное пение. Каждое отделение предварялось видеозаписью: фрагментами из «Кармен» и цикла Мусоргского «Песни и пляски смерти». Любопытно, что запись хабанеры была дана из малоизвестного спектакля начала 1970-х в постановке алма-атинского Театра им. Абая, а «Полководец» прозвучал в сопровождении оркестра.

В концерте-приношении приняли участие как маститые артисты, так и творческая молодежь: и те, и другие преподнесли немало сюрпризов. Невероятное вокальное долголетие Владислава Пьявко достойно Книги рекордов Гиннеса: тенора, как правило, изнашиваются гораздо быстрее баритонов и басов. Народный артист СССР исполнил Сцену смерти Отелло из оперы Верди: мощно, драматически убедительно, с невероятными по силе, звонкости, яркости, полетности и стабильности верхними нотами. Не менее убедителен и созданный им образ убитого горем мавра, ставшего жертвой собственных страстей и людского коварства. В коротких репликах-плачах Пьявко был неподражаем.

Для мастеров следующих поколений второе отделение оказалось гораздо удачнее первого, что, возможно, стоит объяснить притиркой к залу, «суховатому» и потому не слишком комфортному для вокала. Плач короля Филиппа из «Дона Карлоса» у знаменитого баса Аскара Абдразакова получился ровнее и рафинированнее знаменитой арии Кончака из «Князя Игоря», а виртуозная «Попутная песня» Глинки – интереснее романса Чайковского «Благословляю вас, леса». Совсем не удалась каватина Алеко «станиславскому» баритону Андрею Батуркину – и по диапазону, и по интонационной точности, да и по интерпретационному посылу, в то же время труднейшие куплеты Эскамильо были спеты и ярко, и ровно, и с драйвом, не мешавшем собственно вокалу. Противоречивое впечатление оставило выступление солистки «Геликона» Ксении Вязниковой: артистично, с оттенками и нюансами, но при этом весьма пестро по звуку она спела романсы Чайковского «Примирение» и «Закатилось солнце».

Молодежь порадовала, но по-разному. Солистка Ярославской филармонии сопрано Альбина Хрипкова, обладательница сильного голоса и более чем выигрышной внешности, качественно исполнила предсмертную арию Лизы из «Пиковой дамы» и романс Рахманинова «Не пой красавица при мне». Она продемонстрировала разные возможности своего голоса – умение петь драматично и патетично и в то же время плести тонкие кружева. Если бы не резковатое местами звучание, то этим пением можно было бы насладиться вполне. Приглашенная солистка Большого театра сопрано Мария Горелова свободно и харизматично спела ариозо Кумы из «Чародейки» (партия, с которой она и дебютировала в Большом на премьере восемь лет назад). Но в романсе «День ли царит» ее «оперный пафос» несколько мешал, а ровность вокальной линии показалась неидеальной.

Баритон из Ярославля Александр Суханов порадовал вокально-актерским комплексом: благородная внешность, красивый голос и абсолютная техническая вооруженность доставили наслаждение. Равно убедительно прозвучали и хитовая ария Роберта из «Иоланты», и романс Чайковского «Нет, только тот, кто знал»: в первом случае была лучезарная экспрессия, во втором – светлая грусть. Удивительно, что карьера такого мастера пока не слишком заметна: кроме родного Ярославля он выступал на постоянной основе в спектаклях Екатеринбургского оперного театра и все.

Абсолютным и притом весьма приятным сюрпризом оказалась Диана Гафарова. В первом отделении молодая певица исполнила вместе с Сухановым драматичный заключительный дуэт из «Онегина», с легкостью «отоварив» положенные верхушки, а во втором словно перестроила свой голос на волну меццо и впечатляюще спела рахманиновское «О, не грусти» и архитрудную арию Иоанны из «Орлеанской девы». Красивый, трепетный голос с замечательным теплым вибрато, полный диапазон и в целом ровное звучание на всем его протяжении сочетались с пением неравнодушным, выразительным.

Весь вечер за роялем мужественно колдовал Георгий Мигунов, на которого свалилась колоссальная нагрузка: пестрота репертуара и разнокалиберность солистов зашкаливали, и в этих условиях, несмотря на некоторые объяснимые потери, концертмейстер выдюжил.

 

Фото Петра Колчина

Поделиться:

Наверх