Юрий ТКАЧЕНКО: ДЕВИЗ «ПУСТЬ ПОБЕДИТ СИЛЬНЕЙШИЙ» НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ
Известный дирижер, приглашенный на исполнение программ финального третьего тура на Девятом международном конкурсе юных скрипачей (Новосибирск), рассказал о конкурсе, работе с юными исполнителями и особенностях современной музыкальной жизни

— Юрий Михайлович, каково ваше отношение к конкурсам? Насколько они важны для становления музыканта? Нужен ли этот опыт?

— Мы живем в условиях конкурентной среды, конкуренции в профессии, что вполне нормально. Конкурсы — это очаг конкуренции, место, где можно побороться на всеобщем обозрении, «наглядно». При всех минусах любых конкурсов в них есть очень большие плюсы. Во-первых, это максимальная мобилизация и возможность выйти на более высокий уровень собственного развития. Во-вторых, будучи рядом с себе подобными, музыкант вынужден делать что-то, чтобы его исполнительство было замечено. Иными словами, все самые хорошие качества проявляются в состязании. Говорят, конкурс — это спорт, гонка за чистотой и безошибочностью. Но точность в ремесле и в профессии еще никто не отменял, именно ремесленная точность — наряду, конечно, с одухотворенностью и художественной стороной — в исполнительских искусствах нужна!

— Изюминкой нынешнего конкурса стала игра с симфоническим филармоническим оркестром и в разных залах. Как вам эта идея и ее реализация?

— Приглашение к участию в работе конкурса одного из лучших в стране филармонических оркестров, который в настоящее время находится просто в блестящей форме, это очень хорошо! Раскрыться по-настоящему, быть замеченным, проявить себя и продемонстрировать наилучший звук молодому музыканту можно только рядом с таким высокопрофессиональным партнером, как Новосибирский академический симфонический оркестр. Для струнников это особенно важно, как и наличие хорошего инструмента.

То, что конкурс проходил на разных площадках, мне кажется также правильным. Во-первых, это хорошо для самих исполнителей. Дети младшей группы играли в камерном зале, старшие — в большом зале (Зале им. А. Каца Новосибирской филармонии), где нужен более мощный звук. Формат получился правильным. Во-вторых, это освежает конкурс. В нем было движение, динамика, не было статики и застоя

— Как вы оцениваете организацию конкурса?

— Я слышал мнение одного уважаемого музыканта, члена жюри, он говорил, что организовал больше 20 конкурсов, участвовал более чем в 70 — и он впечатлен! Я сам, кроме концертной работы, часто выступаю в качестве дирижера на подобного рода конкурсах и по 10-балльной шкале поставил бы 15. Все прошло без накладок, четко по плану. Но совет на перспективу я бы все же дал: больше работы пиар-службы, больше журналистов, телевидения, интернет-ресурсов, прямой трансляции. «Нельзя объять необъятное», но стремиться к этому нужно.

—Как прошло ваше знакомство с полным составом жюри, какие впечатления?

— Состав жюри звездный! Я раньше встречался и даже выступал на сцене с Сергеем Ивановичем Кравченко, который заведует кафедрой струнных инструментов в Московской консерватории, выступал с оркестром АСО Санкт-Петербургской филармонии, где концертмейстером оркестра является Александр Ефимович Шустин, выступал с ним же как с солистом в Новосибирске. Выступал на сцене с некоторыми учениками выдающегося Захара Нухимовича Брона (Маюко Камио, Япония, Алексей Семененко, Украина), знаю их стилистику. Знаю, что Михаэль Стрихарж играл в программах в составе оркестра с Гербертом фон Караяном — в общем, точно представляю себе, в каких коллективах работали, на каких сценах стояли и в каких конкурсах побеждали те, кто судил. Это мастера с большой буквы, и очень хорошо, что они уже старшего возраста. Это люди, имеющие громадный человеческий, исполнительский, педагогический опыт. Захар Брон не может приглашать специалистов, которые имели бы сомнительную профессиональную репутацию. Когда он глава жюри — этим все сказано.

— А в чем залог успеха вообще любого конкурса? Число участников, премии?

— Высокопрофессиональное жюри; репутация конкурса и его лауреаты, побеждавшие ранее; сплоченная команда единомышленников, работающих в оргкомитете, которая имеет друзей, волонтеров, помощников и которая заручилась поддержкой региона либо государственной поддержкой. Без этого невозможно провести хороший конкурс.

— Играть с оркестром с одной репетиции — дело непростое. Как участники с этим справлялись и какова задача дирижера, который видит юных исполнителей в первый раз?

— Девиз «пусть победит сильнейший» никто не отменял! Сталь нужно закалять! Конечно, одно проигрывание с оркестром перед выступлением — это крайне мало, но с другой стороны — это наша сегодняшняя концертная жизнь, такова наша филармоническая реальность. То есть во взрослой жизни 10 репетиций никому не дадут; во взрослой жизни один раз с оркестром для солиста — это уже много. Я немного преувеличиваю, но максимум — два раза в зависимости от того, какой сложности концерт. К этой реальности ребята должны быть готовы.

— Как привить детям правильное понимание искусства и хороший вкус?

— Многое делается в этом направлении, работают музыкальные и специальные школы, работает много педагогов-подвижников, мы их увидели и на конкурсе, много детских концертов и концертов для детей в каждом зале страны, дети интересуются и искусством, и возможностью принимать личное участие в концертах, конкурсах, фестивалях. Правильное понимание искусства может привиться только при общении с настоящими мастерами. Есть проблема в регламентах образовательных процессов — из-за бесконечных попыток реформирования профессиональных стандартов образования на всех уровнях музыкальные школы, например, подменить музыкальными кружками. Этого нужно избежать. Бумаготворчество и бюрократия в школах, училищах, вузах растет, что мешает в итоге процессу музыкального и художественного образования детей и студентов. Россия всегда была и остается страной, которую знают другие страны по ярчайшим представителям искусства, русская исполнительская школа является одной из самых уважаемых и востребованных в мире.

Чем больше детей в детстве получат музыкальное или художественное образование, тем здоровее общество будет в целом, тем больше людей будет проповедовать хороший вкус.

— Юрий Михайлович, наша молодежь в восторге от ваших мастер-классов по дирижированию. Что вам хочется дать студенту, которого вы видите первый раз, что вы транслируете как педагог?

— Правду. Хрестоматийную правду. Я пытаюсь окунуть их в сложившуюся в обществе и в профессии систему измерений. Мне посчастливилось учиться у хороших педагогов и наставников, среди моих наставников был и Арнольд Михайлович Кац. Есть хорошее правило: плох тот ученик, который не мечтает превзойти своего учителя и не учится у всех. Юрий Абрамович Башмет мне как-то говорил, что правую руку ему помогла правильно поставить однокурсница. Такое, оказывается, тоже бывает.

Я преподаю дирижирование почти 30 лет и честно скажу, что только лет 5-7 назад по-настоящему, как мне кажется теперь, понял, что нужно для того, чтобы научить человека искусству дирижерского исполнительства. С этой системой измерений я стал присматриваться к работам всех крупных мастеров разных времен и стран и обнаружил, что она в большинстве случаев работает! Эта формула, определенная цепь действий и тактика позволяет сразу видеть, у кого какие есть недостатки или ошибки и что на каком этапе нужно делать или поправлять. Моя мама учила меня тому, что всегда нужно быть правдивым, говорить только правду. Можно чего-то недоговорить, но нельзя врать. И любой человек, который выходит на сцену или дирижирует в классе, — я его вижу: либо он обманывает, мягко говоря, либо он говорит (несет со сцены) профессиональную правду. Это я и пытался объяснить на мастер-классе в Новосибирске, такова и моя жизненная позиция — профессионализм, откровение и правда.

Поделиться:

Наверх