Может показаться, что для города с населением чуть более ста тысяч, как Бергамо, два оперных театра – многовато. Оба насчитывают два с лишним столетия, и какой-то из них периодически закрывается на ремонт или реконструкцию. В настоящий момент это театр Доницетти, и основная нагрузка ложится на театр Sociale, что располагается в Верхнем городе. Театр Доницетти обещают открыть в 2020 году, но частично это было уже сделано специально для премьеры «Ангела из Низиды». В афишах написали: «Дворик театра Доницетти», что могло бы навести на мысли об open air, если бы не малоподходящее время года. Конечно, никакой это не «дворик». Пространство зрительного зала – в той части, где обычно располагается партер – превратили в сценическую площадку, а на сцене, наоборот, соорудили амфитеатр для зрителей, разместившихся также и в ложах. Оркестр находился на своем обычном месте, но дирижер стоял спиной к сцене. Так проходила главная фестивальная премьера.
«Ангела из Низиды» Доницетти писал для парижского театра Ренессанс, но компания обанкротилась, и постановка не состоялась. На тот же сюжет позднее композитор создал «Фаворитку», и долгое время в музыковедении бытовало убеждение, что «Ангел» и «Фаворитка» – две версии одной оперы. После того, как в Национальной библиотеке Франции обнаружили партитуру (пребывавшую в виде разрозненных листов, которые еще надо было собрать воедино), ошибочность подобной версии стала очевидной. В «Фаворитку» вошло меньше половины музыкального материала «Ангела», и практически все наиболее известные ее страницы написаны заново. Изменились имена, сюжетные нюансы, а отчасти и характеры персонажей. В «Ангеле из Низиды» Дон Гаспар – непонятно каким ветром занесенный сюда персонаж оперы-буффа (его партия включает даже целые куски из партий Дулькамары и Дона Паскуале). В «Фаворитке» он единственный сохраняет имя, меняя при этом голос с баса-буффо на тенора и превращаясь в персонажа второго плана. Сильвия, ставшая Леонорой, из сопрано превращается в меццо. Перед нами, конечно же, два самостоятельных сочинения. И трудно сказать, чему стоит радоваться больше: тому ли, что «Ангел», наконец, до нас дошел, или тому, что не был поставлен в свое время. Сложись все иначе, на свет, скорее всего, так и не появилась бы «Фаворитка» – один из безусловных шедевров Доницетти и романтической оперы в целом. «Ангел» – еще не шедевр, но в нем столько гениальных музыкальных страниц, включая не вошедшие в «Фаворитку», что он имеет все права на параллельную с ней сценическую жизнь. В прошлом году это сочинение впервые прозвучало в концертном исполнении в лондонском Ковент-Гардене (и была сделана аудиозапись). Теперь настал час мировой сценической премьеры.
Основой решения (режиссер Франческо Микели, сценограф Анджело Сала) становится история самой оперы, утраченной и вновь обретенной. Пол в партере (где, напомню, и происходит сценическое действие) усеян нотными листами, такие же листы падают с верхнего яруса (их разбрасывает находящийся там хор). В финале героиня даже и умирает на огромном партитурном листе. Чрезвычайно любопытна также идея с бумажными костюмами (от Маргериты Бальдони).
Все, что касается визуального ряда спектакля, – несомненная удача. Попытка же отыскать в постановке какие-то иные смыслы, кроме тех, что обыгрывают ситуацию с самой оперой и с театром Доницетти, окажется тщетной. Режиссер придумал массу остроумных деталей, но, похоже, история героев оперы интересовала его в последнюю очередь. С другой стороны, весьма трудно сегодня всерьез ставить тот сюжет, что положен в основу оперы. Поэтому любой ход, позволяющий превратить ее в интересное зрелище, не идущее к тому же совсем уж вразрез с музыкой, можно в принципе только приветствовать.
Среди исполнителей почти не было громких имен. Большинство певцов находится лишь в начале своей карьеры, но начало это весьма многообещающее. Наиболее опытный среди них – французский баритон Флориан Семпе (Фердинанд Арагонский), выступающий на первейших мировых сценах и обладающий роскошным голосом и сильной харизмой. Однако и ему лишь едва за тридцать. Корейский тенор Кону Ким (Леон) – участник молодежной программы Ковент-Гардена, и на его счету пока лишь несколько главных партий. Звучный, красивый голос, свобода вокализации, вкупе со сценическим темпераментом – все это позволяет уверенно предрекать ему серьезную карьеру. В партии Сильвии выступила 23-летняя уроженка Самары Лидия Фридман. У нас ее практически не знают, а вот в Италии она еще летом с успехом дебютировала на фестивале в Мартине Франке. Фридман, несомненно, певица очень перспективная, техничная и музыкально одаренная, и эти качества вполне проявились в «Ангеле из Низиды». Можно не сомневаться, что мы еще не раз услышим ее имя.
И конечно, самых лучших слов заслуживает маэстро Жан-Люк Тенго, стоявший за пультом оркестра Donizetti Opera.
***
Из трех опер, входивших в фестивальную программу этого года, одна «Лукреция Борджа» относится если и не к совсем уж популярным, то все же достаточно известным. Но, как почти всегда происходит в Бергамо, постановке предшествовало новое критическое издание партитуры, и обнаружилось, что не все в этой опере мы знали. Если первый и второй акты обошлись без сюрпризов, то в последнем обнаружились неведомые доселе романс Дженнаро и дуэт с Лукрецией (после признания, что она его мать), а также значительная часть дуэта Дженнаро и Орсини, прежде не звучавшая.
Настоящей удачей постановки стала сценография Альберто Бельтраме. Того же не скажешь о режиссерском решении Андреа Бернарда, хотя и у него есть свои находки. Только не всегда они подкреплены логикой. Вот, например, на музыке вступления нам показывают Лукрецию у колыбели Дженнаро, где она предстает счастливой матерью, но стоит ей на миг отвлечься, как сына похищает некто в сутане. Видимо, режиссер хотел нам сказать, что последующие злодеяния героини вызваны этой травмой, но получилось не слишком убедительно. Для чего потребовалось присутствие на сцене в первой картине чьего-то окровавленного призрака, тоже непонятно.
Зато качество исполнения можно назвать высочайшим. Казалось бы, титульная партия не совсем подходит для Кармелы Ремиджо – певицы преимущественно лирического плана, и поначалу эти сомнения вполне оправдывались. Но постепенно звучание голоса становилось все более уверенным, где-то даже с оттенком металла, и необходимые краски нашлись в ее вокальной и актерской палитре. Хавьер Андуага превосходно исполнил партию Дженнаро. Этот совсем молодой еще тенор за год, прошедший с предыдущего фестиваля Доницетти, успел победить на Operalia Пласидо Доминго и, пользуясь бесценными советами мастера, во многом преодолеть недостатки вокальной техники, о которых уже приходилось писать (в частности, речь шла о разрывающих кантилену форсированных верхних нотах). Особенно же хороша была Вардуи Абрамян – Орсини. Также надо отметить и Марко Мимику – Альфонсо. Вместе с исполнителями партий второго плана все они составили отличный ансамбль. На высоте был и Юношеский оркестр Луиджи Керубини (созданный и возглавляемый Риккардо Мути) под управлением Риккардо Фриццы.
***
Юношеская опера Доницетти «Петр Великий» оказалась, мягко говоря, не самым сильным звеном в фестивальной программе. В начале нынешнего столетия ее вытащил из забвения Юрий Александров, поставив у себя в театре «Санктъ - Петербургъ опера». Шедевром это произведение и тогда не показалось, но благодаря талантливой постановке, выдержанной в юмористическом ключе, и значительным купюрам, впечатление в целом было хорошее. В Бергамо, понятное дело, оперу исполнили целиком, а это – почти три часа не самой интересной музыки. Как и в более раннем «Генрихе Бургундском», представленном здесь в прошлом году (https://gazetaigraem.ru/article/1419), опера написана по россиниевским лекалам и с откровенным подражанием его стилю. Но в «Генрихе» это было сделано вдохновенно и изящно, тогда как в «Петре» мы подобных качеств, увы, почти не находим. Все время ощущается, что откровенно идиотское либретто композитора нимало не вдохновило, и он буквально выжимал из себя музыку. О том же, что персонажи, выведенные под именами Петра, царицы Екатерины и других якобы наших соотечественников, не имеют ни малейшего отношения ни к своим историческим прототипам, ни к России вообще, можно и не говорить.
В придачу к особенностям самой оперы это была еще и наиболее слабая постановка (режиссура и сценография Марко Пачотти и Лоренцо Паскуали, Ondadurto Teatro). С точки зрения сценографии в ней есть неплохие находки, режиссуры же, можно сказать, вовсе нет.
Orchestra Gli Originali под управлением Ринальдо Алессандрини играл вполне качественно, но без всякого драйва. А среди исполнителей по большому счету выделялись лишь москвичка Нина Солодовникова в партии Аннетты Мазепы (по либретто она дочь того самого гетмана) да аргентинский тенор Франсиско Брито (Карл Скавронский).
Понятно, что фестивалю, взявшему на себя миссию представить все творчество великого бергамасца, еще не раз придется браться за не самые удачные его сочинения, каковых у него в ранний период творчества было немало. И неудача «Петра Великого» еще и еще раз напоминает о том, что вдохнуть подобие жизни в такие вот опусы можно лишь с помощью талантливой, креативной режиссуры.
Тем временем уже объявлена программа следующего фестиваля: для полноценного открытия театра Доницетти выбрана популярная «Дочь полка», а в театре Sociale пойдет раритетный «Марино Фальеро».
Поделиться: