Top.Mail.Ru
Мария Назарова: «Искусство пения – для чутких, рефлексирующих людей»
Выпускница ГИТИС и ряда австрийских учебных заведений сопрано Мария Назарова сегодня успешно поет на одной из самых престижных мировых сцен – в Венской государственной опере.

- Впервые услышал вас Барбариной в главном театре Австрии. Обратить на себя внимание в этой партии – уже немало, там ведь есть куда более важные дамы. Поэтому поздравляю! Как вам эта роль? Поете по необходимости, ожидая Сюзанны или, может быть, Графини? Или находите что-то интересное в этом образе?

- Я очень рада, что моя интерпретация Барбарины понравилась. Конечно, когда я пою эту партию, то не думаю о том, что хотела бы петь Сюзанну, к которой уже готова. В каждой роли нахожу интересные для себя подтексты, пою с удовольствием, и мне всегда есть что сказать. Наверное, этому научил меня ГИТИС. Не могу представить, как может быть иначе. Критики часто пишут,что когда я пою роль второго плана, она превращается в роль первого плана – я наступаю на пятки главным героям. Но это потому, что маленькая роль для меня такая же важная, как большая. Иногда я себя немножко оправдываю: если главных героев легко затмить, значит, может быть, не только во мне дело? Сейчас все-таки я стараюсь себя сдерживать, когда из меня вырывается фонтан эмоций, находок, жестов. Учусь направлять всю энергию и фантазию в краски, в динамику голоса, в качество звука, а это гораздо более сложное искусство.

- Недавно вы спели Адину в «Любовном напитке» Доницетти : это уже очень значимая партия. Говорят, был успех. Это первая ваша центральная роль в Венской опере?

- Да. Странно, но я почему-то никогда не мечтала петь Адину, хотя партия идеально легла на мой голос. Я очень благодарна директору Венской оперы Доменику Мейеру за этот шанс. Думаю, не все знают, что когда ты дебютируешь в любой опере из текущего репертуара театра, то у тебя нет ни оркестровых, ни сценических репетиций; кроме того, тебя вводят в спектакль за неделю. В Венской опере такие условия работы. То есть ты выходишь на сцену в новой роли и поешь спектакль сразу на зрителя. За четыре года я уже привыкла к такой проверке профессионализма. Таким же образом я дебютировала и Мюзеттой в «Богеме», и Деспиной в «Так поступают все», и Оскаром в «Бале-маскараде», и во многих других ролях. В этом есть свои минусы, но я могу похвастаться крепкими нервами и быстрой адаптацией к происходящему на сцене. Я легко впрыгиваю в спектакли даже за день. Могу по пальцам посчитать роли, которые репетировала месяц в моей жизни, их наберется не так много. Но я хочу в будущем это изменить. Крупная роль, да и не только крупная, нуждается во времени, спокойствии. Это как складывать пазл – элемент за элементом, пока не получится цельная картинка.

- Как вы попали в Штаатсопер? Вы в штате или приглашаетесь на отдельные спектакли?

- В Венской государственной опере я в штате. Здесь это называется ансамбль. Попала очень просто. На последнем месяце моей учебы в Венской консерватории директор Мейер захотел послушать студентов двух самых крупных вокальных институтов. Впервые такого рода прослушивание организовали в Венской опере. Я пела последней, и директор одну меня и взял. Потом долго не могла осознать, что сбылась моя мечта, которая казалась недостижимой.

- С Австрией вы вообще сегодня сильно связаны, как я понимаю. Что и где уже было сделано интересного, что еще будет?

- В Австрию я переехала в 2010 году после окончания ГИТИСа. Сначала училась в Зальцбурге, в Моцартеуме, затем в Венской консерватории. В Зальцбурге, конечно, мечтала петь на фестивале, и в 2018 году дебютировала там в роли Папагены; прошедшим летом снова была приглашена петь ту же постановку. До Венской оперы, еще студенткой, пела маленькую роль во втором оперном театре Вены – в Фольксопер: это был мой самый первый опыт на большой оперной сцене.

- Где вы получили или, может быть, все еще получаете вашу вокальную школу?

- Везде понемногу. Я училась долго, можно сказать, десять лет в разных институтах. В 24 года стала полностью менять технику в Зальцбурге, начав почти заново, потому что почувствовала, что меня увело куда-то не туда. Я очень рада, что был и такой опыт в моей жизни. И что все произошло во времена учебы, а не в театре.

- Сейчас молодые певцы посещают много мастер-классов. Они реально что-то дают?

- Мастер-классы – это для тех певцов, кто уже имеет крепкую вокальную базу, кто понимает, как управлять своим голосом; для тех, кто быстро соображает и может схватить и запомнить новые ощущения за короткий период. Мастер-класс хорош для оттачивания мастерства. Но бывает, что он может дать молодому певцу сильный толчок, открыть глаза на недостатки в голосе и ложные привычки в пении или подарить какой-то вокальный прием, который он будет использовать каждый день. Иногда мастер-класс может сбить, даже если педагог хороший: не сразу удается понять, что лично тебе что-то конкретное, например, не подходит. Все проверяется временем, ежедневной работой, упорными занятиями. Все очень тонко и индивидуально. Только ты сам знаешь – честно на сто процентов, что именно творится у тебя в горле, если ты, конечно, осознанно подходишь к делу. Я считаю, что искусство пения – для чутких, рефлексирующих людей. Нужен постоянный анализ себя и своего голоса.

- Расскажите о вашем обучении у Любови Казарновской. Какой она педагог, что можно у нее почерпнуть?

- С Любовью Казарновской мы познакомились как раз на трехдневном мастер-классе в Москве, он проводился от фестиваля Les Azuriales в комплексе с конкурсом, в котором я победила. Мне было 25 лет, у нас сразу возник творческий и человеческий контакт. На занятиях Любовь Юрьевна подарила мне уверенность в себе, а это очень нужная вещь для оперного артиста. С ее советами по технике и верой в меня многое стало получаться легче. Я очень благодарна ей.

- Пели ли вы в России?

-Я дважды пела в Большом театре – в 2016 и 2018 годах – роль Деспины. Меня приглашали чаще, но Венская опера не всегда отпускала. Впечатления остались только хорошие, потому что для меня петь в родном городе, работать на родном языке в русском театре и с русскими коллегами было большим счастьем.

- Вы родом из Украины. Бываете ли там сейчас? Знают ли вас там как успешную певицу?

- Я родилась в советском еще Днепропетровске, мне было три года, когда мои родители переехали в Москву, я выросла и училась в Москве, это мой по-настоящему родной город. На Украине, думаю, меня не особо знают.

- Какие у вас планы на ближайший сезон?

- Не стану рассказывать все – артисты, как известно, суеверны, я не исключение. Из самого интересного: в 2020 году дебютирую в роли Адели в «Летучей мыши» в Токио, в Новом национальном театре. Два года назад я уже была там на гастролях с Венской оперой, и это незабываемо.

Поделиться:

Наверх