Юбилеи
28.10.2019
Поэма русского духа
В концертном зале «Зарядье» прозвучали «Перезвоны» – хоровая симфония-действо Валерия Гаврилина. Исполнение посвятили 80-летию со дня рождения композитора, которое отмечается в нынешнем году.

О выдающемся мастере Георгий Свиридов в свое время сказал: «Музыка Гаврилина вся, от первой до последней ноты, напоена русским мелосом, чистота ее стиля поразительная. Из песен и хоров Гаврилина встает вольная, перезвонная Русь. Но это совсем не любование экзотикой. Это – подлинно».

На создание «Перезвонов» Валерия Гаврилина вдохновило творчество Василия Шукшина. Свое сочинение композитор определял как мистерию, или по-русски действо, в котором есть драматическая сюжетная линия. К сожалению, «Перезвоны» не часто звучат из-за своей сложности, синтетичности, для исполнения этого масштабного произведения нужен большой высококлассный коллектив; еще реже его представляют в первоначальном авторском замысле – театрализованном виде.

«Перезвоны» создавалось на рубеже 1970-80-х годов, премьера прошла в Ленинградской филармонии в 1984-м. Владимир Федосеев, постоянный интерпретатор музыки Гаврилина, назвал это сочинение «вершинным творением» автора, в котором «есть все для русского ума и сердца, только умей слушать…».

Участниками московского исполнения стали Московский областной хор имени А.Д. Кожевникова, а также Академический хор русской песни, инструментальный ансамбль и балетная группа Российского государственного музыкального телерадиоцентра (главный балетмейстер – Людмила Байкова). За дирижерский пульт встал хормейстер Николай Азаров, режиссером действа выступил Денис Азаров, текст читал Владимир Кошевой.

 

На концерте многое получилось, хотя были, к сожалению, и разочаровывающие моменты. Прежде всего – видеоряд: он проецировался на экран над сценой во время звучания музыки. Помимо неброских русских пейзажей возникали бытовые картинки, причем из современной жизни. Особенно много было дороги – грязной, с выбоинами, со стоящими по обочинам фурами. Авторы проекта, видимо, хотели связать старину и день сегодняшний, показать единство Руси во времени и в пространстве. Но сказать, что с точки зрения уместности того или иного изображения применительно к музыке зрительный ряд плохо сочетался со звуковым, это почти ничего не сказать.

История, которую предложил режиссер Азаров, была более внятной и убедительной. Две женщины и один мужчина: треугольник, конкуренция, драматичные взаимоотношения персонажей. Грубый деревенский стол посреди сцены, белые цветы и черная земля. Под стать им – монохромные одеяния артистов и певцов. Минимальная цветовая гамма создает напряжение и прекрасно соответствует музыке, в которой так много оголенного нерва, яростной пульсации времени. В гармонии с музыкой и хореографическая пластика – простая, динамичная, отсылающая к народным обрядам и скоморошьему искусству. По-настоящему блистательно – точное, стройное, яркое пение хоров, впечатляющая динамическая амплитуда и палитра оттенков: экспрессия «звукоизображения» и великолепный контакт с инструментальной группой.

Фото Лилии Ольховой

Поделиться:

Наверх