Top.Mail.Ru
Премия
30.09.2019
Запад с нами
Российская оперная премия «Каста дива» провела очередное вручение своих призов на сцене «Новой оперы»

Придуманная Михаилом Мугинштейном и впервые вручившая награды в 1996-м, «Каста дива» давно стала заметным явлением музыкально-театральной жизни. Как бы ни относиться к предпочтениям экспертов и их вердиктам, невозможно не отметить позитив этого учреждения – благодаря премии оперное искусство получает дополнительный информационный повод. Кроме того, премия устраивает прекрасный концерт, на который приглашаются как ее лауреаты, так и другие интересные исполнители.

«Каста дива» остается верна своим принципам и пристрастиям. В фаворе у нее – все зарубежное: даже лучший российский спектакль прошлого года – импортного производства («Путешествие в Реймс»: копродукция многих и многих зарубежных театров), лучшие певцы – те, кто имеет успех (или хотя бы засветились) на Западе, а программа нынешнего концерта не включала ни одной странички отечественной музыки. И даже часть самой церемонии (когда представительница фирмы-спонсора вышла на сцену вручать приз «певцу года») была проведена на английском без малейшей попытки перевода – кто в зале международным языком не владеет, тот, как говорится, сам виноват. Скорее всего, ни организаторам, ни ведущему, ни самой спонсорше и в голову не пришло, что это – элементарное неуважение к публике: настолько думами и душами они находятся не в России. В дополнение к этому – и шуточки про плохую московскую погоду и суровый русский климат, и намеки политического характера, и всевозможные прочие непатриотические ухмылки…

Наряду со «спектаклем года» у премии есть еще и номинация «событие года». Забавно, что в 2018-м таковым стал тоже спектакль (а не, положим, коллектив, как в прошлом году, или открытие, например, какого-нибудь нового театра, или целый фестиваль и пр.), поэтому понять, чем одно отличается от другого, решительно невозможно. «Жанна на костре» Онеггера (постановка Ромео Кастеллуччи в Пермском оперном театре) названа событием-2018: для оперной премии выбрать в таком качестве не оперу – тоже своего рода событие. Впрочем, если бы Теодор Курентзис продирижировал похоронным оркестром на кладбище или бандой в цирке, это исполнение для экспертов «Каста дивы» также вполне бы подошло в качестве события для оперной премии: неважно что – важно кто.

Помимо этого в 2018 году «Каста дива» отметила «Саломею» Зальцбургского фестиваля в номинации «европейское событие». Случилось это впервые за двадцать лет (предыдущим лауреатом премии в этой номинации была «Катя Кабанова» Зальцбургского фестиваля в 1998 году), из чего логично сделать вывод, что непозволительно долго в Европе ничего интересного не происходило. Главная героиня этой постановки – литовская певица Асмик Григорян – названа лучшей зарубежной певицей года, а австрийский тенор Андреас Шагер – лучшим зарубежным певцом. Певцами года (по всей видимости, отечественными) стали Елена Панкратова (за Кундри в Байройте) и Игорь Головатенко (за Елецкого в Зальцбурге), а вновь учрежденную номинацию «Взлет» отдали Богдану Волкову, участвовавшему в недавних европейских постановках Дмитрия Чернякова – второго главного «божества» жюри наряду с Курентзисом. Номинации «мировая премьера» и «кавалер/дама оперы» на сей раз остались вакантными.

В концертной программе церемонии выступили как некоторые новые лауреаты, так и призеры прошлых лет, а также солисты «Новой оперы» (театра, уже не первый раз приютившего церемонию – от нее пела меццо Гаяне Бабаджанян) и Пермского оперного (его представляли сопрано Зарина Абаева и баритон Константин Сучков).

Богдан Волков весьма пресно исполнил Романс Неморино из «Любовного напитка». Было очевидно, что перестроиться ему и психологически, и вокально на эту «простенькую» музыку весьма сложно – изнурительная премьерная серия «Похождений повесы» в «Стасике» отняла у него немало сил. Почти конфузом оказались ходки Андреаса Шагера в невагнеровские «кущи»: Тамино был спет тяжеловесно, напряженно, с неуместной вагнеровской подачей, а Калаф – интонационно неточно. Елена Панкратова в монологе штраусовской Электры порадовала остротой и яркостью мощного звучания, но разочаровала весьма провинциальным произношением на немецком языке.

Наряду с сомнительными достижениями были в тот вечер и настоящие откровения. Мариинский баритон Владислав Сулимский опалил страстью зал и в арии Жерара из «Андре Шенье», и в монологе Яго из «Отелло», и в дуэте из «Аиды», показав настоящее драматическое звучание и итальянскую сочность тембра. В «нильском» дуэте он достиг небывалых высот выразительности вместе с Татьяной Сержан – идеальной Аидой. Сержан также спела монолог Адриенны Лекуврер из одноименной оперы Чилеа – с ласкающим слух пианиссимо и выразительной кантиленой. Те же Панкратова и Шагер были прекрасны в дуэте Зигмунда и Зиглинды из «Валькирии»: впечатляло сочетание яркой экспрессии с железным контролем над вокалом, отчего образы выходили без обиняков совершенными.

Весьма хороши были и молодые нелауреаты «Каста дива». Запомнились проникновенные пиано Зарины Абаевой в арии Луизы из одноименно оперы Шарпантье, ее же прекрасный дуэт с Константином Сучковым из «Таис» Массне – выразительный, чувственный и одновременно тонкий по эмоциям. Певцам весь вечер аккомпанировал оркестр театра «Новая опера» имени Евгения Колобова под управлением дирижера Андрея Лебедева – аккуратно и чутко, что добавляло гармонии в музыкальные номера. Особое же впечатление коллектив произвел в сложнейшем штраусовском фрагменте – мощью, слитностью и яркостью звучания, острыми акцентами и общим высоким тонусом исполнения.

Фото Даниила Кочеткова

Поделиться:

Наверх