In memoriam
30.09.2019
ХРАНЯ ПАМЯТЬ И ВЕРЯ В ЖИЗНЬ
3 сентября в Концертном зале им. П.И. Чайковского в День солидарности в борьбе с терроризмом состоялась российская премьера кантаты Memoria валлийского композитора Карла Дженкинса, приуроченная к 15-й годовщине трагедии в Беслане

Кантату Memoria К. Дженкинс написал к 50-летию трагедии в Аберфане (Южный Уэльс), которая произошла 21 октября 1966 года. В результате схода гигантского оползня угольного шлака погибло 116 детей и 28 взрослых: отвал отработанной породы накрыл начальную школу Пантглас вместе с несколькими домами. Автор либретто – валлийская поэтесса Миэрид Хопвуд. Опус посвящен детям Аберфана и предназначен для сопрано, баритона, детских голосов, хора и оркестра. Мировая премьера состоялась в Кардиффе 8 октября 2016 года.

Участники российской премьеры – сопрано Любовь Петрова, баритон Антон Зараев, хор «Мастера хорового пения» п/р Л. Конторовича, хор «Пионерия» п/р Е. Веремеенко и МГАСО п/р П. Когана. Место за дирижерским пультом занял инициатор и музыкальный руководитель проекта Николай Степанов. Организатором акции выступил Фонд Елены Образцовой. Концерт стал благотворительным: весь сбор был отправлен на нужды детского хосписа.

Музыка этого сочинения сочетает в себе черты академичности и эстрадности, причем эстрадный стиль заметно превалирует, но если вы думаете, что это звучит как приговор, то сильно ошибаетесь. Нет ничего общего с развлекательностью: все более чем серьезно, но по языку весьма демократично; в основе – довольно простые, но весьма эффектные мелодические ходы, а музыкальные образы ярки и рельефны.

Трагическая сюита в 11 частях – цепь драматургически связанных между собой эпизодов, скрепленных изумительно тонкой поэтической канвой. Кантата звучит на английском, валлийском и латинском с включением отдельных слов и на других европейских языках.

Мысль автора о том, что Memoria – это «поэма и музыка» суть дела отражает предельно точно. И эту потрясающую музыку-поэму исполнители глубоко прочувствовали, пропустили через себя. Выразительные голоса солистов, которым пришлось петь в микрофон (не считая единственного эпизода с фиоритурным мелодическим рисунком), соединялись с одухотворенным «небесным», «ангельским» звучанием детского хора; мощный вокальный посыл шел от «Мастеров хорового пения». Концертмейстер исключительно отзывчивого оркестра Роман Филипов околдовал скрипичным соло дивной красоты в четвертом разделе кантаты – с включенным в него песнопением Agnus Dei.

Этот раздел называется «Плач по Долине», он – финал первой части произведения, на которой завершается развитие повествования от света к тьме. Сама первая часть возникает из первичного света, тревожного и зыбкого, проходит через предчувствие страшного катаклизма, через «черную тишину» ужаса, в которой слышатся беззаботно веселые голоса погибших детей, и траурную процессию вселенского масштаба, мастерски решенную монументально-величественной хоровой фреской. В заключительном плаче неодолимая, кажется, печаль трагедии постепенно становится просветленной и щемяще возвышенной.

Семь номеров второй части, начиная с «Колыбельной слез», это непрерывное движение от тьмы к свету, к финальному разделу Lux aeterna, цитирующему Реквием К. Дженкинса.

После исполнения кантаты к ней весьма изящно и органично был «пристыкован» фрагмент другой пьесы автора – Allegretto из кончерто-гроссо Palladio (1995). В названии – имя великого средневекового зодчего А. Палладио. Сама же музыка – в инструментовке Н. Степанова для большого симфонического оркестра и хора – благодаря ее энергичной, жизнеутверждающей поступи, наполненной гармонией света, словно возвращала к началу Memoria, но уже на волне нового и нескончаемого круга жизни.

Фото предоставлены Фондом Елены Образцовой» (Москва)

Поделиться:

Наверх