триумф «Германика»
Опера «Германик в Германии» Николы Порпоры, прозвучавшая 17 декабря в Москве, первым исполнением в России не анонсировалась, но де-факто таковым стала

Концертный зал Чайковского был заполнен до отказа, ведь инициатором проекта стал знаменитый австрийский контратенор хорватского происхождения Макс Эмануэль Ценчич, исполнивший титульную партию. С оркестром «Капелла Краковенсис», подвизавшимся на исторически ориентированном исполнительстве под управлением Яна Томаша Адамуса, мы встретились впервые, но впечатление от него – номинально зачетное: безупречностью стиля, темповой и звуковой выстроенностью аккомпанемента по-настоящему поразить он не смог. Помимо струнных и basso continuo в этой партитуре Порпора прописывает также валторны и гобои, и со звучанием натуральных валторн на сей раз явно не сложилось.

Триумф «Германика» стал, прежде всего, триумфом певцов (хора как самостоятельной единицы в опере нет). Но сначала – о самом раритете, которому просто повезло, ибо из бесчисленного множества опер барокко, дошедших до нас, все мы вряд ли его когда услышим. В последние годы главным музыкальным «сказочником» по этой части был для нас Гендель, но «барочная сказка» от Порпоры – это нечто новое, хотя и стилистически родственное. Мировая премьера сочинения связана с карнавальным сезоном в Риме 1732 года, с римским театром «Капраника» и либреттистом Никколо Колуцци.

Сюжет запутан и драматургически слаб, персонажей – шесть, их настроения и чувства передаются в монотонной, практически нескончаемой череде арий, перемежаемой речитативами (иногда аккомпанированными). Иерархия арий по их числу у каждого героя, по их музыкальному характеру и порядку представления в спектакле, строга, что неукоснительно соблюдается. Ансамблей совсем немного.

Главный конфликт сюжета – противостояние римского полководца Германика и вождя германских племен Арминия. События относятся к середине второго десятилетия I века нашей эры и повествуют о победоносном вторжении Германика в Германию и пленении им Арминия. Фон и предпосылка этого – предательство Сегеста, тестя Арминия, сдающего столицу римским войскам. Его дочь Розмонда как истинная патриотка разрывается между чувством к отцу и долгом по отношению к мужу и своей стране, а ее брак с Арминием подвергается суровым испытаниям. Поверженный в сражении и заключенный в темницу Арминий отказывается признать диктат Рима и, прощаясь с супругой, готовится к смерти.

Видя непреклонность мужа, Розмонда пытается и сама заколоться, но ее останавливает Германик, неожиданно предлагая Арминию альтернативу. Он останется жить, но если не подчинится, его ждет позор в Риме, а свои дни, как и его маленький сын, он окончит в заточении. В ужасе от бесславного исхода Арминий вынужден капитулировать и согласиться на мир. А между тем сам Сегест и его дочь Эрсинда – римские подданные. Между Эрсиндой и римским капитаном Цециной – любовное влечение, и их отношения – восхитительная лирическая «мини-опера» внутри оперы. В традиционном для оперы-сериа хеппи-энде Германик благословляет брак Эрсинды и Цецины, а общий ансамбль всех участников поет здравицы в честь мира и союза между Германией и Римом.

Количество интриг, ярости и душевных переживаний, выпадающих на долю шести персонажей, – просто через край! У Розмонды и Эрсинды по пять арий, у Германика и Арминия по четыре, а у Сегеста и Цецины по три. Терцет в финале второго акта предназначен Германику, Арминию и Розмонде, а дуэт третьего акта – Арминию и Розмонде, прощающимся в преддверии предполагаемой трагической развязки, когда финальный счастливый поворот событий на повестке еще не стоит.

 

Партию Эрсинды исполнила сопрано Юлия Лежнева, партию Розмонды – сопрано Диляра Идрисова. Остальные солисты – зарубежные. В партии Цецины была занята певица франко-марокканского происхождения Хаснаа Беннани (сопрано), в партии Арминия – китаянка Ньян Ван (меццо-сопрано), в партии Сегеста – венгр Дьёрдь Хонсар (тенор). На премьере 1732 года все партии исполнялись кастратами, так что при современном раскладе голосов «травестийность наоборот» в отношении героинь сразу же снимается. А в партиях героев за неимением сегодня голосов-оригиналов – весь спектр их современных голосов-заместителей. Германик (контратенор) и Сегест (тенор) – гендерную принадлежность в лице своих исполнителей не меняют, а два других – Арминий (меццо-сопрано) и Цецина (сопрано) – становятся партиями-травести в привычном понимании XIX века, хотя и с уникальным, исконно барочным наполнением фактуры.

В супервиртуозных партиях всех шести персонажей исполнение в Москве выявило удивительно ровный состав (из ансамбля несколько выбивался, хотя и некритично, лишь Дьёрдь Хонсар). И пусть голос М.Э. Ценчича за четыре года с момента представления в Москве «Александра» Генделя стал более резким и менее гибким в быстрых пассажах, класс певца по-прежнему высок: позицию лидера он занимал однозначно.

Феноменальна техническая оснащенность Ю. Лежневой. Ни на йоту не отставала от нее и Д. Идрисова, с каждым новым барочным проектом стремительно наращивающая свой вокальный потенциал. Из солисток, которых довелось услышать впервые, подлинными открытиями стали Н. Ван и Х. Беннани. Ансамбль с «их половинами» в соответствующих сюжетных линиях сложился прекрасный! Эти две линии захватили контрастностью подачи, которая словно намеренно заложена в партитуре. Терцет же Германика, Арминия и Розмонды, а также дуэт Арминия и Розмонды вкупе с роскошным lamento Арминия во втором акте стали тем, что в палитру оперы-сериа Порпоры внесло необычные, жизненно правдивые краски!

Поделиться:

Наверх