АРХИВ
01.04.2016
СКАЗКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
14 февраля на сцене Концертного зала Мариинского театра в честь юбилейного года С.С. Прокофьева стартовал новый проект для детей: дневное исполнение симфонической сказки «Петя и волк» с Валерием Гергиевым за пультом и участием в качестве чтецов известных актеров театра и кино

В мартовской афише Мариинки уже заявлены Константин Хабенский и Вениамин Смехов, а открыл чреду исполнений художественный руководитель Театра наций, звезда кинематографа Евгений Миронов. Размещенные в центре города афиши с фотографиями Гергиева и Миронова и недвусмысленно указывающей, кто есть кто, подписью «Петя и волк» стали хорошей рекламой, народу собралось действительно много, в основном это были семьи с детьми.

В качестве прелюдии к основному блюду Гергиев продирижировал Первой симфонией Прокофьева, носящей подзаголовок «Классическая». 15 минут сверкающей искрами ярких тембровых красок и брызжущей живой энергией музыки пролетели словно на одном дыхании, особенно запомнился невероятно стремительный финал. Сложно поверить, что эта оптимистическая и задорная вещь создавалась композитором в роковом для русской истории 1917 году и была впервые исполнена под руководством автора в разоренном и лишенном статуса столицы Петрограде в апреле 1918 года. Через несколько месяцев Прокофьев покинул Россию и вернулся на родину только в 1936 году, где почти сразу после приезда и написал свою знаменитую симфоническую сказку «Петя и волк». Она впервые прозвучала в мае 1936-го в Центральном детском театре Натальи Сац, по заказу которой и было создано это произведение, моментально получившее всемирное признание.

Бесхитростный сюжет про пионера Петю, спасающего птичку от цепких лап кошки, а затем вылавливающего волка, сочетается с путеводителем по оркестру для детей, для каждого из персонажей отведен свой собственный тембр, который легко опознается ребенком. Интересно, что если поместить этот сюжет в контекст 30-х годов, в преддверие Второй мировой войны, то персонажи вполне могут получить аллегорическое истолкование. Устрашающе рявкающие валторны, изображающие волка, символизируют созревающий фашизм, готовый броситься на все, что движется на его пути. Сама Наталья Сац через год после премьеры «Пети и волка» была арестована и провела пять лет в ГУЛАГе. Конечно, сказка, как ей и положено, заканчивается хорошо, единственной жертвой всей истории стала утка, проглоченная волком и крякающая гобоем в брюхе хищника, реальность оказалась многократно страшнее и жестче. Но гений Прокофьева в любых сюжетах ищет положительные стороны, и стоящий за пультом мариинского оркестра Гергиев высвобождает даже из вроде бы такой простой партитуры особый свет и выпукло обрисовывает персонажей: в трелях птички-флейты вдруг «услышался» эпизод из вагнеровского «Зигфрида», а в теме утки-гобоя отголоски лирики «Жар-птицы» Стравинского. 

Одетый в строгий академический костюм с бабочкой Евгений Миронов читал текст сказки в своей привычной, чуть отстраненной, вкрадчивой манере. Сначала артист, заглядывая на пюпитр, рассказал, какой инструмент какого персонажа будет изображать, а затем уже перешел к самому сюжету. В небольшом интервью перед началом Миронов упомянул, что в детстве он в записи слышал прокофьевскую сказку в исполнении Натальи Сац, что она произвела на него большое впечатление и что для современных детей также важно начинать свое знакомство с миром классической музыки именно с подобных произведений.

Учитывая, что уровень общего музыкального образования у нас в последнее время находится на весьма низком уровне, сказка оказалась полезной и для детей, и для их родителей. Наверняка многие взрослые из сидящих в зале впервые открыли для себя, чем звучание кларнета отличается от звучания гобоя или фагота. Но если бы в концертное исполнение был добавлен дополнительный визуальный ряд, то получилось бы вообще прекрасно, благо современное техническое оснащение позволяет сейчас многое. Например, можно было бы совместить «Петю и волка» со столь популярной сейчас песочной анимацией. Впрочем, регулярность появления прокофьевской сказки в афише дает надежду, что будут появляться и новые формы ее изложения. Прошедший концерт транслировался в интернете на специальном ТВ-сайте театра, собрал много просмотров, а значит, «прокофьевизация» страны, объявленная Валерием Гергиевым накануне 2016 года в числе приоритетных задач Мариинского театра, продолжает успешно осуществляться.

На фото Е. Миронов и В. Гергиев

Поделиться:

Наверх