Top.Mail.Ru
АРХИВ
10.09.2013
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И ДУХОВНОСТЬ

Детско-юношеский хор храма Живоначальной Троицы Патриаршего подворья в усадьбе Свиблово под руководством регента С. Маркелова занял второе место на V международном хоровом фестивале-конкурсе «Духовная музыка в Риме» (Sacra Musica Roma)

Этот приходской хор, регулярно участвующий в богослужениях храма, регулярно приглашаемый на значимые городские мероприятия, не впервые завоевал признание публики и высокую оценку жюри. В 2010 г. коллектив участвовал в международном хоровом фестивале в Китае (г. Шаосинь), где также удостоился серебряной медали. Свой нынешний успех участники хора посвятили Русской православной церкви и хранимым ею семейным ценностям. Символично, что окончание фестиваля в Риме пришлось на 8 июля – день святых благоверных Петра и Февронии, праздник семьи, любви и верности. Духовник хора – настоятель храма Живоначальной Троицы Патриаршего подворья в усадьбе Свиблово, благочинный храмов Сергиевского округа г. Москвы протоиерей Сергий Киселев рассказал подробнее о хоре и его становлении:

– Через наш хор прошло уже пять поколений воспитанников: учащиеся воскресной школы, а также студенты ведущих московских музыкальных учебных заведений – консерватории, Академии хорового искусства, Свешниковского училища. Хор был основан при храме Гребневской иконы Божией Матери в усадьбе Гребнево, где я служил (1989-1994) до своего назначения настоятелем в храм Живоначальной Троицы в усадьбе Свиблово. В 1989 году регентом в наш храм пришел юноша – студент консерватории, сейчас уже высококвалифицированный специалист, преподаватель АХИ, знаток древнерусского пения Глеб Печенкин. Этот талантливый молодой человек вместе с тремя своими однокурсниками пел у нас в храме на воскресных богослужениях – так сформировалась основа хора, мужской квартет. Позднее к ребятам стали примыкать дети из воскресной школы, и сложился уже любительский хоровой коллектив. Время становления хора совпало со временем распада Советского Союза, с «апогеем перестройки», когда для Церкви открылись новые возможности духовно-нравственного воспитания, и я решил эти возможности использовать, чтобы дети могли прикоснуться к православной церковной культуре. В воскресной школе мы начали обучать детей церковным искусствам, в частности особое внимание уделяли обучению церковному пению.

Хор стремительно развивался – уже через 8 месяцев после начала работы он вышел на сцену Московской консерватории на Международном фестивале православной музыки, и жюри высоко оценило его достижения. В хоре менялись регенты, но это всегда были талантливые ребята, окончившие музыкальные вузы.

Особое внимание в воспитании наших хористов мы уделяли и уделяем профессионализму и духовности. Ведь эти два фактора на клиросе помогают глубже раскрыть смысл богослужебных песнопений. Мы всегда стремимся к высокому уровню. Бывало, в хор приходили дети и юноши, которые говорили: «Мы не верующие, мы не крещеные, но мы хотим петь в церкви». И мы их брали, а позднее не только они сами, но и их семьи приняли Святое Крещение.

– Сколько сейчас участников в коллективе и по каким критериям происходит отбор?

– В основном коллективе сейчас порядка 40 человек. И мы уже отбираем детей не только из воскресной школы, но и из Православной общеобразовательной школы им. преподобного Сергия Радонежского, которую создали в 2001 году на Патриаршем подворье в усадьбе Свиблово. Кроме общеобразовательных и церковных предметов ребята в школе изучают музыкальную грамоту, сольфеджио, поют в хоре. Тех, кто имеет хорошие вокальные данные и музыкальные способности, мы отбираем в наш детско-юношеский хор. Не менее важными факторами отбора являются внимательность и старание учащихся.

– Какие произведения в репертуаре хора и насколько он обширен?

Мы всегда с удовольствием пели образцы партесного пения XVIII-XIX веков, византийские древние монодии, которые также украшают церковную жизнь, уделяли большое внимание народной музыке.

Все произведения, которые написаны для Церкви, имеют свою красоту и свой смысл. Мы довольно широко подходим к вопросу выбора произведений, но, конечно, всегда хочется, чтобы в том или ином сочинении и в его исполнении была красочность, был призыв слушателя к высокой молитве. Чтобы человек, услышавший песнопение, мог оторваться от суеты. Когда детские голоса поют «Утверди, Боже» А. Косолапова, у слушателей идет озноб по коже, так и должно действовать духовное сочинение. Многие произведения XIX века насыщены таким духовным величием.

Глеб Печенкин, который занимается сейчас только византийским и древнерусским пением, создал у нас школу мальчиков, которых обучает пению по крюкам. Образцы крюкового пения сейчас не очень привычны уху простого слушателя, но это тоже является наследием Русской Церкви, и составляет крупный пласт нашей работы.

– Как вы относитесь к церковной музыке современных композиторов?

– Вообще, положительно. Если музыка красива и несет в себе духовную силу, это в любом случае хорошо. Хор также исполняет музыку современности, в частности наших регентов – тех же Глеба Печенкина и Сергея Маркелова. Кстати, на конкурсе в Риме прозвучало произведение Глеба «Расставание души с телом».

– Церковная музыка живет богатым наследием прошлого. Как вы считаете, куда движется развитие церковной музыки? Что допустимо в этой музыке, а что нет?

– Музыкальное прошлое Церкви действительно очень богато, корректировать его и обогащать очень сложно. Есть современные сочинения, которые создаются в рамках стилистических направлений уже сформированного церковного репертуара. Недопустимо вот что: православная церковная музыка не должна стать новым жанром современной музыки. Корень, пусть он будет византийский или древнерусский, или партесный, уже есть, и приспосабливать его к современному миру невозможно и недопустимо, ведь православие очень трепетно хранит свои традиции. В качестве примера приведу Римско-католическую церковь, которая на втором Ватиканском соборе допустила очень много свободы, а сейчас понимает, что это привело к ломке церковного стержня. Поэтому особенные эксперименты, в том числе в музыке, в храме не нужны, чтобы случайно не изменить суть.

– Что дает хору участие в крупных международных конкурсах?

– Участие важно само по себе – это ответственность подготовки, переживания. Но есть для нас и еще один важный момент. Когда нас только начали приглашать на фестивали в другие страны, мы поняли, что у нас появилась возможность свидетельствовать о православии не только в России, но и за рубежом, в том числе в инославных культурах.

Отец Сергий и коллектив хора выражают благодарность Фонду социально-культурных инициатив и его президенту Светлане Медведевой за поддержку и помощь в организации поездки на фестиваль.

Поделиться:

Наверх