АРХИВ
15.10.2012
Лариса ГЕРГИЕВА: «ИСКУССТВУ НУЖНА ПОДДЕРЖКА»

Человек театра - Л.А. Гергиева проводит семинары для коллег из театров страны и мастер-классы в крупнейших университетах и оперных театрах мира. А еще возглавляет международные вокальные конкурсы им. Н.Римского-Корсакова и П.Лисициана, организует театральные фестивали и с 2005 года является художественным руководителем Национального государственного театра оперы и балета РСО-Алания во Владикавказе.

Музыкальный театр и все, что связано с этой многотрудной темой, послужило осью разговора корреспондента «Играем с начала» с народной артисткой России, Украины, Северной и Южной Осетии Л.А. Гергиевой. Первым подробно разобранным «пунктом» стал оперный театр, при котором Лариса Абисаловна создала в позапрошлом году детскую студию «Золотой ключик». С этого вопроса и началась беседа, почти сразу модулировавшая в монолог о трудностях существования театра.

- Лариса Абисаловна, насколько известно, в детской оперной школе-студии вы намерены ввести и серьезные занятия балетом. Как обстоят дела с возрождением в Северной Осетии академической хореографической традиции?

- Осетины - танцующая нация. Здесь прекрасное народное хореографическое искусство, которое радует зрителей не только в самой республике, но и за ее пределами. Вот, скажем, Государственный академический ансамбль народного танца «Алан»: он много гастролирует по всему миру и повсюду вызывает восхищение. Если перечислять все народные ансамбли Северной Осетии, то получится, наверное, трехзначное число. Интерес к этому виду искусства очень большой: танцует и стар, и млад. Но существует ведь и другое хореографическое искусство - академическое. И с ним в Осетии проблемы. Я понимаю, сколько сил нужно положить, чтобы академическое хореографическое искусство поднялось здесь на высоту. Еще 30 лет назад на сцене нашего театра во Владикавказе шли такие балеты, как «Жизель» Адана, «Блудный сын» Прокофьева, «Кармен-сюита» Бизе - Щедрина, «Любовь-волшебница» М. де Фальи и «Мирандолина» Сергея Василенко. Это все спектакли, в которых участвовали выпускники Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. В свое время в академии был сделан очень сильный набор из Северной Осетии. Выпускники вернулись во Владикавказ, и эпоха расцвета балета пришлась на время их работы в театре. А затем, так сложились обстоятельства, они разъехались - кто-то в более крупные театры, кто-то за границу. И начался период спада.

Когда 7 лет назад я пришла в театр и увидела эту грустную картину, конечно, пришлось сразу что-то делать. Северная Осетия - республика, скажем так, небогатая, и возможности, как, впрочем, и в окружающих нас республиках Северного Кавказа, не очень большие в плане финансирования академического искусства, что печально. Но все-таки кое-что сделать удалось. Я решила, что в первую очередь нужно приглашать коллег из Марииинского театра, способных войти в положение, увидеть и понять, чем же нам можно помочь. И вот наш знаменитый танцовщик и балетмейстер Сергей Викулов, в прошлом партнер Натальи Макаровой, по моему зову приехал сюда и поставил два балета. Это были «Щелкунчик» и «Тщетная предосторожность», они до сих пор у нас в репертуаре.

За эти годы мы сделали несколько спектаклей. Например, «Любовь и Смерть» на музыку Бизе и Чайковского с двумя сюжетами в основе либретто: история любви Кармен и история Ромео и Джульетты. Ставил Даниил Салимбаев, в настоящее время - художественный руководитель балетной труппы Чувашского государственного театра оперы и балета в Чебоксарах. Были у нас и детские спектакли - вот они-то оказались очень важны и нужны. Это «Приключения Пиноккио» - хореография Салимбаева на музыку Оффенбаха, это «Гадкий утенок» на музыку Грига и «Маугли» на музыку Сен-Санса, поставленные балетмейстером из Москвы Еленой Мариниченко. Всего в нашей афише уже около десяти балетных спектаклей. Мы показываем их не только на сцене нашего театра, но и в других городах республики, в том числе в сельских домах культуры. Вы не представляете, какая радость для детей - впервые в жизни увидеть балет!..

Я считаю, что приобщать детей к балету надо как можно раньше. И для того, чтобы хоть сколько-нибудь серьезно говорить о возрождении искусства балета, надо выстраивать цепочку, что я и пытаюсь сделать в нашем театре. Так как у нас нет настоящего сформированного кордебалета, эту роль исполняют студенты Владикавказского колледжа искусств имени Валерия Гергиева (где когда-то учился он сам и где я тоже училась и затем преподавала). Мы с удовольствием привлекаем учащихся хореографического отделения Республиканского лицея искусств. Дети, которые приходят смотреть балет, хотят учиться академическому танцу, студенты училища, участвовавшие в наших постановках, поступают в вузы, чтобы совершенствоваться в профессии, - я знаю таких ребят.

Осетия дала несколько довольно ярких имен современной хореографии. Это и народная артистка СССР Светлана Адырхаева, это и нынешний руководитель балета Ла Скала Махар Вазиев. Сегодня есть изумительно талантливый парень, ему 22 года, Давид Залеев, он солист Татарского академического государственного театра оперы и балета в Казани, только что выиграл два конкурса подряд. Очень хочется таких ребят - их несколько, и они учатся в Москве, Петербурге - привлекать сюда на постоянную работу. Но пока для этого нет условий - я говорю о невозможности предоставить квартиру или предложить приличную зарплату.

Я думаю, что этот вопрос - возрождение академической хореографии у нас и вообще на Северном Кавказе - требует очень серьезного рассмотрения. Нужны какие-то реальные действия, нам нужна помощь для того, чтобы мы могли как-то решать кадровые вопросы. Этот вопрос тем более важен, что к балету у владикавказских зрителей интерес заметно большой.

Надежду на будущее дает детская театральная студия «Золотой ключик», организованная при поддержке мэра Владикавказа Сергея Дзантиева. Ребята занимаются вокалом, изоискусством, актерским мастерством и академической хореографией. Они участвуют в наших спектаклях. Некоторым всего по три года, но они надевают костюмы и выходят на сцену. Я стараюсь привлекать всех.

- Вы говорите о достижениях, и все же чувствуется какой-то постоянный тяжелый вздох.

- Понимаете, в нашем театре уже произошли очень серьезные изменения, есть уже, о чем говорить. И я очень надеюсь на то, что местные власти это хорошо понимают и готовы нам серьезно помогать. Да, лично у меня очень много творческих сил, связей и контактов, и я могла бы сделать еще в десять раз больше. Но мне нужна еще и стабильная финансовая поддержка. Я ненавижу просить, а мне постоянно приходится - у друзей, у знакомых. В то время как я глубоко убеждена, что оперный театр - это театр, которому обязательно надо помогать, который надо всячески поддерживать.

Владикавказ - город с большими музыкальными, театральными традициями. Но, как я где-то прочитала, столичность города по-настоящему подтверждается наличием театра оперы и балета. А Владикавказ претендует на то, чтобы стать культурной столицей Северного Кавказа - особенно когда здесь есть такие идеи и начинания, которые привлекают весь регион. На сцене театра идет несколько фестивалей и два конкурса, которые я создала. Это, прежде всего, Международный конкурс баритонов им. П.Лисициана. Второй конкурс обращен к юным и называется «Малушаг», что значит «Подснежник». Для меня образ цветка, пробивающегося сквозь снег, - символ детского дарования, которому важно помогать на этапе становления. Этот конкурс впервые прошел год назад. Мы собрали на него детей со всего Северного Кавказа - тех, кто уже успешно участвовал в каких-то других музыкальных состязаниях. Они соревновались в четырех номинациях: фортепиано, народные инструменты, струнные и вокал. Гран-при дали пианисту Шамилю Закаеву - очень одаренному парню из Чечни.

Из фестивалей хочу особо отметить «Арт-соло». Это фестиваль моноспектаклей, в котором могут участвовать и драматический, и оперный, и балетный спектакли. Кстати, замечательный ростовский композитор Леонид Клиничев специально для него написал монооперу «Анна» на стихи Анны Ахматовой. Она прозвучала в исполнении Марии Соловьевой - солистки Мариинского театра. Сейчас автор работает над монооперой «Марина» - по Цветаевой, - и я надеюсь, мы увидим ее на втором фестивале.

На Кавказе совсем непросто все это организовывать, потому что совсем мало творческих вузов. Я мечтаю открыть во Владикавказе отделение Петербургского университета, где есть факультет искусств и где в этом году мы набрали вокальный курс.

- В ваших планах, если не ошибаюсь, было и расширение театра.

- Да, театр у нас не очень большой. Помещений для балета, для хора не хватает, репетиториев вообще нет, и нам частенько приходится ходить репетировать в колледж искусств и филармонию. Негде хранить декорации, а самое ужасное - нет производственного помещения, где мы можем расписывать наши декорации, и мы где-то в других театрах лепим и красим, каждый раз упрашивая нас пустить. А ведь если сделать пристройку во дворе театра, это решит многие проблемы с размещением. Но сейчас даже не это главное. У нас очень серьезные проблемы со зданием. В нем работают две труппы - оперная и драматическая (поневоле я оказалась художественным руководителем и драмы тоже), что усиливает нагрузку на здание, которое вследствие этого стремительно разрушается. В следующем году ему исполнится 55 лет. Что мы видим сегодня? Трещины, грибки. Мы стараемся что-то ремонтировать, латать, и все равно я иногда боюсь, что если наше здание и не рухнет, то в какой-то момент люстра в зрительном зале точно упадет. А ведь наш театр - это визитная карточка Северной Осетии, осетинской культуры.

Глава республики Таймураз Мамсуров всегда откликается на мои просьбы. Но он человек занятой, и я не могу по каждой протечке на крыше к нему бегать, я и не должна это делать, как и директор театра Анатолий Галаов, на плечи которого много всего ложится. Театру остро не хватает средств. Например, большие средства были вложены в Северно-Осетинский государственный академический драматический театр: он сейчас отремонтирован - у него был юбилей, - и он находится в прекрасном состоянии. Есть Академический русский театр им. Е.Вахтангова - он тоже в хорошем состоянии. Проблемы же здания оперного театра не находят пока должного понимания, а ведь культурные события, которые здесь происходят, очень влияют на имидж республики и получают резонанс и в России, и за рубежом. Ну почему не дать на его ремонт нормальных средств? Почему не сделать хотя бы пристройку для декорационных помещений, живописного цеха, для репетиционных классов?.. Спрашиваю и словно стучусь в каменные стены. Не получается пока. Конечно, идеи, которые я предлагаю, республиканское министерство культуры и массовых коммуникаций и лично министр Фатима Хабалова всегда поддерживают, но, на мой взгляд, пришла пора переходить к более масштабной финансовой поддержке, чтобы смогли осуществиться еще более значительные и интересные проекты.

- Это при том, что работа в театре постоянно набирает обороты.

- В прошлом сезоне у нас состоялось 12 премьер! Не каждый театр может похвастаться таким количеством новых постановок. И этим занимаются люди, фанатично преданные делу, которые действительно хотят, чтобы в Северной Осетии был настоящий театр оперы и балета. К счастью, в театре у меня много единомышленников - потрясающая команда, с которой многое удается сделать. Но условия таковы, что приходится, например, ночами репетировать. Когда мы в прошлом году готовили «Трубадура» Верди, мы репетировали до 3-4 часов утра. Как мне потом сказал заведующий постановочной частью нашего театра Руслан Бадов, «после этого сезона нам вообще ничего не страшно». Я придумала поставить оперу Генделя «Агриппина» на своем фестивале - мы это сделали и теперь очень надеемся, что спектакль будет номинирован на «Золотую маску». У нас поставлены три национальные оперы на исторические сюжеты - «Тамара и Давид», «Аланы» и «Яблоко Нартов». Причем, вместе с «Агриппиной» все было выпущено за один месяц!

- Наверное, со стороны кажется, что все это очень легко.

- Но я вам расскажу, как это на самом деле. Да, это приятно - впервые в России поставили «Агриппину». И не где-то в столицах, не в Мариинском театре, а у нас во Владикавказе. Но чего это стоило? Разыскать партитуры, купить все ноты, привезти сюда солистов Мариинки, чтобы они спели спектакль, сделать в Петербурге и опять же привезти во Владикавказ декорации, в Мариинских мастерских сшить костюмы, которые, кстати, получились фантастически красивыми, - все это, кажется, никого не интересует из тех, кто мог бы оказать помощь. И становится просто обидно. А вот когда успех - ему бурно радуются все. События широко освещаются в СМИ, даже телеканал «Би-би-си» приезжал пару раз, критики серьезные наведываются, владикавказцы билеты мгновенно раскупают, на фестивалях переполненные залы…

Мы могли бы делать гораздо больше, если бы важность нашего дела по-настоящему понимали те, от кого зависит финансирование театра. В этом году я добилась, чтобы Государственный театр оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания получил статус национального достояния. И это тоже уже победа, потому что статус дает прибавку к зарплатам.

Я по характеру оптимист, и мне хочется еще многое успеть сделать, чтобы живущие в Северной Осетии люди не чувствовали себя ущемленными, отдаленными от того, что происходит в главных столицах нашей страны. Но еще раз повторю: одна бы я ничего не смогла. Со мной в театре - удивительный коллектив, который я очень ценю и люблю. Как свою семью, вместе с которой переживаю и все трудности, и все радости.

(Продолжение следует)

Поделиться:

Наверх