АРХИВ
31.05.2018
В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ…
Пока на главном острове Мальтийского архипелага бушевал VI Мальтийский международный музыкальный фестиваль, на Гозо, втором по величине острове, не менее интересные события предлагал Гаулитанский фестиваль

Казалось бы: малюсенькая страна, всего-то пара островов в Средиземном море между Сицилией и Тунисом, все славные исторические вехи ее отгремели вместе с покинувшими архипелаг в конце XVIII века рыцарями-госпитальерами. В культурном, особенно музыкальном отношении – практически незаметный игрок на мировой карте, явно не Вена, не Лондон, не Нью-Йорк и не Москва. Тем не менее: в главных городах обоих островов – Валлетте и Виктории – периодически происходят весьма значительные события.

Гаулитанский фестиваль в Виктории ведет свое название от имени хоровой ассоциации, которая и является его устроителем. И в то время как в Валлетте явный упор был сделан на инструментальную музыку, в Виктории предпочли акцентировать певческое искусство. Выступления хоров, мастер-классы для вокалистов, сольные концерты молодых звезд оперы, патронируемых самой известной мальтийской сопрано Мириам Гаучи, – размах и возможности Гаулитанского фестиваля гораздо скромнее, но его атмосфера заметно теплее, почти домашняя.

Центральным событием Гаулитанского фестиваля стала премьера оперы Винченцо Беллини «Норма». Выбор символичный – Сицилия, родина великого мастера бельканто, совсем рядом, – но одновременно и амбициозный. «Норма» – воистину «крепкий орешек», сочетающий в себе грациозный вокал и грозную патетику: достичь баланса между ними и оказаться равно убедительным в обеих ипостасях – задача не из простых.

На сцене вместительного театра «Аврора» режиссер Энрико Кастильоне представил абсолютно традиционный спектакль: в нем нет совсем ничего от современных потуг радикальной оперной режиссуры. От кулисы к кулисе тянется мощная камерная кладка – это и крепостная стена галлов, и внутренний двор сакрального места друидов Ирминсула. Костюмы героев соответствуют нашим представлениям о временах противостояния римлян и галлов. Никто точно не знает, как облачались друиды, но о римлянах мы имеем вполне сформировавшееся представление, и румынский тенор Стефан Поп, исполнявший партию римского военачальника Поллиона, был экипирован в точности, как императорские статуи в Пушкинском музее или фигуры барельефов с колонны Траяна в Риме. Столь настойчивое следование историческим реалиям, видимо, соответствует вкусам местной публики, которая встречала сценографию спектакля бурными овациями. Справедливости ради надо сказать, что реалистическая картинка действительно производит сильное впечатление, особенно поначалу: яркое голубое небо над Ирминсулом, величественные жрецы-друиды, профетическая и немного безумная жрица Норма с огненно-рыжими волосами – все погружало в атмосферу старой доброй итальянской оперы.

«Норма» – произведение, «улучшать» которое современные режиссеры не спешат. Возможно, эстетика бельканто тому причиной, но традиционных прочтений этой оперы и сегодня гораздо больше новаторских, что, в общем-то, и верно, ибо главное в знаменитой опере Беллини и безусловной вершине стиля бельканто – это пение и музыка. Силы, привлеченные для исполнения (постоянных оперных трупп на Мальте нет), справлялись с поставленными задачами с переменным успехом.

Самым слабым звеном, как ни странно, оказался устроитель фестиваля хор «Гаулитанус»: он продемонстрировал все недостатки любительского коллектива: нечеткие вступления, подозрительный строй, гомеопатическую выразительность – что певческую, что артистическую. В целом слабое впечатление произвел и Мальтийский филармонический оркестр – единственный профессиональный коллектив в республике, отвечающий здесь и за филармонический сезон, и за изредка случающиеся оперные и балетные премьеры. Маэстро Колин Аттард прилагал максимум усилий, чтобы свести воедино «разномастную толпу», но это ему, увы, не всегда удавалось. Тем не менее его интерпретация в целом соответствовала задачам произведения, и будь у него в руках более мастеровитые музыканты, уверен, дирижер смог бы выдать результат гораздо более впечатляющий.

Зато порадовал вокальный состав, что по нынешним временам – немалое достижение, а учитывая специфику «Нормы», необходимо заметить: удача здесь означает творческую удачу спектакля в целом. В квартете протагонистов был один румынский тенор, остальные певцы – из Италии. Звонкое и сильное сопрано красавицы Амарилли Ниццы, убедительное в драматической патетике и приемлемое в колоратурах, – находка для сложнейшей партии титульной героини. Меццо Анна Мария Кьюри густым и волнующим звуком сумела создать притягательный образ трепетной Адальжизы. Несколько не хватало басовой глубины у слишком по-европейски галантного певца Габриэле Сагоны (Оровез). Заслуженных восторгов публики удостоился Стефан Поп – его зычный, с яркими верхушками тенор придавал героические краски образу Поллиона.

На снимке: «Норма». Сцена из спектакля

Фото: Daniel Cilia

Поделиться:

Наверх