Казалось бы: малюсенькая страна, всего-то пара островов в Средиземном море между Сицилией и Тунисом, все славные исторические вехи ее отгремели вместе с покинувшими архипелаг в конце XVIII века рыцарями-госпитальерами. В культурном, особенно музыкальном отношении – практически незаметный игрок на мировой карте, явно не Вена, не Лондон, не Нью-Йорк и не Москва. Тем не менее: в главных городах обоих островов – Валлетте и Виктории – периодически происходят весьма значительные события.
Гаулитанский фестиваль в Виктории ведет свое название от имени хоровой ассоциации, которая и является его устроителем. И в то время как в Валлетте явный упор был сделан на инструментальную музыку, в Виктории предпочли акцентировать певческое искусство. Выступления хоров, мастер-классы для вокалистов, сольные концерты молодых звезд оперы, патронируемых самой известной мальтийской сопрано Мириам Гаучи, – размах и возможности Гаулитанского фестиваля гораздо скромнее, но его атмосфера заметно теплее, почти домашняя.
Центральным событием Гаулитанского фестиваля стала премьера оперы Винченцо Беллини «Норма». Выбор символичный – Сицилия, родина великого мастера бельканто, совсем рядом, – но одновременно и амбициозный. «Норма» – воистину «крепкий орешек», сочетающий в себе грациозный вокал и грозную патетику: достичь баланса между ними и оказаться равно убедительным в обеих ипостасях – задача не из простых.
На сцене вместительного театра «Аврора» режиссер Энрико Кастильоне представил абсолютно традиционный спектакль: в нем нет совсем ничего от современных потуг радикальной оперной режиссуры. От кулисы к кулисе тянется мощная камерная кладка – это и крепостная стена галлов, и внутренний двор сакрального места друидов Ирминсула. Костюмы героев соответствуют нашим представлениям о временах противостояния римлян и галлов. Никто точно не знает, как облачались друиды, но о римлянах мы имеем вполне сформировавшееся представление, и румынский тенор Стефан Поп, исполнявший партию римского военачальника Поллиона, был экипирован в точности, как императорские статуи в Пушкинском музее или фигуры барельефов с колонны Траяна в Риме. Столь настойчивое следование историческим реалиям, видимо, соответствует вкусам местной публики, которая встречала сценографию спектакля бурными овациями. Справедливости ради надо сказать, что реалистическая картинка действительно производит сильное впечатление, особенно поначалу: яркое голубое небо над Ирминсулом, величественные жрецы-друиды, профетическая и немного безумная жрица Норма с огненно-рыжими волосами – все погружало в атмосферу старой доброй итальянской оперы.
«Норма» – произведение, «улучшать» которое современные режиссеры не спешат. Возможно, эстетика бельканто тому причиной, но традиционных прочтений этой оперы и сегодня гораздо больше новаторских, что, в общем-то, и верно, ибо главное в знаменитой опере Беллини и безусловной вершине стиля бельканто – это пение и музыка. Силы, привлеченные для исполнения (постоянных оперных трупп на Мальте нет), справлялись с поставленными задачами с переменным успехом.
Самым слабым звеном, как ни странно, оказался устроитель фестиваля хор «Гаулитанус»: он продемонстрировал все недостатки любительского коллектива: нечеткие вступления, подозрительный строй, гомеопатическую выразительность – что певческую, что артистическую. В целом слабое впечатление произвел и Мальтийский филармонический оркестр – единственный профессиональный коллектив в республике, отвечающий здесь и за филармонический сезон, и за изредка случающиеся оперные и балетные премьеры. Маэстро Колин Аттард прилагал максимум усилий, чтобы свести воедино «разномастную толпу», но это ему, увы, не всегда удавалось. Тем не менее его интерпретация в целом соответствовала задачам произведения, и будь у него в руках более мастеровитые музыканты, уверен, дирижер смог бы выдать результат гораздо более впечатляющий.
Зато порадовал вокальный состав, что по нынешним временам – немалое достижение, а учитывая специфику «Нормы», необходимо заметить: удача здесь означает творческую удачу спектакля в целом. В квартете протагонистов был один румынский тенор, остальные певцы – из Италии. Звонкое и сильное сопрано красавицы Амарилли Ниццы, убедительное в драматической патетике и приемлемое в колоратурах, – находка для сложнейшей партии титульной героини. Меццо Анна Мария Кьюри густым и волнующим звуком сумела создать притягательный образ трепетной Адальжизы. Несколько не хватало басовой глубины у слишком по-европейски галантного певца Габриэле Сагоны (Оровез). Заслуженных восторгов публики удостоился Стефан Поп – его зычный, с яркими верхушками тенор придавал героические краски образу Поллиона.
На снимке: «Норма». Сцена из спектакля
Фото: Daniel Cilia
Поделиться: