Top.Mail.Ru
АРХИВ
04.05.2011
МАГНИТОГОРСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ – РАБОТА НА БУДУЩЕЕ

Магнитогорская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки - сравнительно молодой вуз, но если вспомнить, что он появился в результате реформы Магнитогорского музыкального училища, открытого в 1939 году, то возраст получится вполне солидный. И традиции преподавания здесь серьезные, заложенные группой учеников выдающегося теоретика, пианиста и композитора Б.Л. Яворского. Однако не о прошлом, а о настоящем дне вуза наш корреспондент Е.Андрусенко беседовала с ректором Магнитогорской консерватории - заслуженным деятелем искусств РФ, профессором по классу специального фортепиано Н.Н. Веремеенко.

- Наталья Николаевна, каковы наиболее яркие события текущего учебного года в вашей консерватории?

- Главное то, что на стыке двух учебных годов мы прошли государственную аккредитацию и процедуру повторного лицензирования, подтвердив свой статус академии: хороший результат деятельности нашего профессорско-преподавательского состава и студенчества!

Этот год у нас особенный. Он идет под знаком 100-летия со дня рождения Семена Григорьевича Эйдинова – выдающегося дирижера и великого просветителя, народного артиста РСФСР, основателя и директора на протяжении 40 лет Магнитогорского музыкального училища, организатора и художественного руководителя знаменитого коллектива - Магнитогорской государственной академической хоровой капеллы, носящей ныне его имя. Имя Эйдинова носит и Всероссийский конкурс хоровых дирижеров, который проходит в нашей консерватории раз в пять лет и в апреле состоялся в пятый раз. Это одно из важных событий нынешнего учебного года, поэтому стоит сказать о нем особо. Участниками конкурса стали 39 дирижеров из 18 вузов искусств и музыкальных училищ России. Возглавлял жюри уже третий раз подряд народный артист России, профессор Московской консерватории Борис Григорьевич Тевлин. Члены жюри представляли Москву, Санкт-Петербург, Саратов, Красноярск, а от нашей консерватории работала профессор кафедры хорового дирижирования, ученица С.Г.Эйдинова Елена Владимировна Томас. У таких конкурсов есть своя особенность – они во многом зависят от уровня обеспечивающих их хоровых коллективов. Мне кажется, своим успехом этот конкурс обязан мастерству наших консерваторских хоров. Ну и, конечно, в нем участвовали замечательные, талантливые молодые дирижеры. Гран-при заслуженно отправился в Московскую консерваторию.

Также в апреле у нас состоялся Международный фестиваль-конкурс оркестров и ансамблей народных инструментов «Европа - Азия», уже третий по счету. В нем участвовали 8 оркестров и 24 ансамбля. Этот фестиваль-конкурс всегда проходит при переполненных залах и оставляет ярчайшее впечатление у публики. Собираются народные коллективы из разных регионов России и стран СНГ, выступают в красочных национальных костюмах, играют на традиционных национальных инструментах – и смотреть, и слушать очень интересно. Здесь Гран-при получил оркестр народных инструментов из Уральской консерватории.

Ближе к началу учебного года, в конце осени, мы провели «XVI Российские педагогические ассамблеи искусств в Магнитогорске» на тему «Отечественная музыкальная культура: национальный феномен». Ассамблеи – одна из важнейших наших традиций. В этом году они были отмечены приездом авторитетного ученого в мире музыкальной науки, профессора Петербургской консерватории Леонида Евгеньевича Гаккеля. Профессор Гаккель не только участвовал в пленарных заседаниях, но и прочитал цикл лекций, вызвавших огромный интерес.

Приятно отметить, что ассамблеями захвачены не одни лишь преподаватели, но и студенты: уже во второй раз у нас прошли межвузовские студенческие ассамблеи. Есть и еще пример молодежной инициативы – международный фестиваль актуального искусства «Анева». Его организовала наша студентка Ангелина Безрукова, причем абсолютно самостоятельно, даже спонсоров нашла. На третий фестиваль - опять-таки в апреле - традиционно собрались музыканты, художники, поэты. Причем не только магнитогорские, но и из других городов. Многие знают об этом удивительном фестивале.

Наконец, в этом году у нас появился, можно сказать, «зарубежный филиал»: мы открыли отделение в Институте музыки Донг Пусан университета южнокорейского города Пусан.

- В структуре вашей консерватории заключены все ступени музыкального воспитания и образования - от детсада «Нотка», через лицей, затем колледж и вплоть до докторантуры. Как выстраивалась такая длинная «производственная» цепочка под одной, так сказать, крышей и эффективно ли она работает?

- Все новое – хорошо забытое старое. Если вспомнить историю первых российских консерваторий, то они такими и были: там все учились «от» и «до». Серьезные преобразования у нас произошли в 1993 году, и шли мы к этому несколько лет. В 1991-м Магнитогорское музыкальное училище стало высшим музыкальным училищем. Это был эксперимент, приказ о его проведении исходил от Министерства культуры РФ, и в тот год высшими стали еще и два московских училища – имени Гнесиных и имени Ипполитова-Иванова. Инициатором преобразований был Александр Николаевич Якупов - тогда директор училища, а до недавнего времени, как известно, директор ЦМШ при Московской консерватории (сейчас - ректор Государственного специализированного института искусств в Москве). Изменения действительно требовались: ситуация была такова, что около половины наших выпускников меняли свою профессию. Основная работа выпускника среднего специального музыкального учебного заведения – в ДМШ, но школы стали отдавать предпочтение преподавателям с высшим образованием. Однако нашей целью была не консерватория, мы выдвигали другую идею и даже разрабатывали соответствующие документы. Создать шестилетний колледж – вот чего мы хотели. Мы планировали давать высшее музыкально-педагогическое образование, написали новые учебные планы и программы. Но, как нам разъяснили в Министерстве культуры РФ, чем вводить новый вид учебного заведения, лучше сделать просто вуз. И он был создан: сначала как музыкально-педагогический, а затем, в 1996 году, название изменили на консерваторию. Вот так все и произошло. Для нас, наших студентов, конечно, к лучшему.

В том, что мы имеем под своим крылом все звенья образования, есть много плюсов: мы можем корректировать наши программы и избегать дублирований, которые возникают в традиционном построении «школа – училище – вуз». Мы выстраиваем движение более целенаправленно, без повторов. Наши кафедры включают в свою структуру цикловые и предметные комиссии среднего и младшего звеньев, что несомненно сказывается и на качестве методической работы преподавателей этих учебных подразделений, и на качестве подготовки учащихся школы и колледжа, которых курируют с первого класса преподаватели вузовской ступени. Есть прекрасный опыт создания «сквозных» образовательных программ, например, на кафедре фортепиано (общий курс). Главная мысль – фортепиано это инструмент, помогающий обучающемуся стать не просто скрипачом, певцом и т. д., но музыкантом. Программа включает в себя «фортепианную» и «профильную» части. Например, студенты оркестрового факультета изучают широкий круг симфонических партитур по историко-стилистическому принципу; дирижеры изучают хоровую литературу кантатно-ораториальных жанров, оперные сцены с хоровыми эпизодами, хоровые циклы; певцы - вокальные упражнения, аккомпанементы к оперным ариям и вокальным миниатюрам и т. д. Причем начинается все это уже со школы. Программы обеспечены интересными учебными пособиями, нотными изданиями, созданными преподавателями всех ступеней вуза-комплекса. Конечно, если бы не было вузовской кафедры, которая руководит этим направлением, вряд ли в школе что-то подобное произошло бы.

И еще один момент. Не секрет, что сейчас страна переживает демографический спад, и все от этого страдают. Последствия демографического провала 1990-х годов сегодня особенно заметны на вузовской ступени – вузам попросту не хватает студентов. Реагируя на общую ситуацию, мы несколько переориентировали план приема в консерваторию. А в нашу десятилетку (лицей), к счастью, идет огромное количество детей, и среднее звено тоже уже лучше. Мы работаем на будущее.

- Среди факультетов вашей консерватории есть «музыкальное искусство эстрады», «актерское мастерство», «хореографическое искусство». Давно ли расширился круг специальностей? По какой причине это произошло и насколько более востребованным после этого стал ваш вуз?

- Не все из перечисленного новое. Музыкальное искусство эстрады у нас существует давно. Первый выпуск состоялся еще до образования консерватории - в училище на рубеже 80-90-х годов – и был удачным. Приехавший из Гнесинского института председатель госкомиссии знаменитый джазовый педагог Михаил Ильич Ковалевский тогда сказал, что еще не видел таких интеллигентных эстрадников. Во главе отделения стоял один из солистов оркестра Анатолия Кролла (Анатолий Ошерович, кстати, с нами часто сотрудничает) - это Роман Константинович Хатипов. Он создал биг-бэнд, который является сегодня лауреатом российских и международных конкурсов.

Более молодая история у «актерского мастерства» и «хореографического искусства». Актерское мастерство как направление в образовании появилось у нас по целевым причинам. Два городских театра – драматический (имени Пушкина) и кукольный («Буратино») стали испытывать трудности с актерским составом. Если приглашать людей откуда-то издалека – им нужно давать квартиру. Так у главного режиссера драматического театра - это был Валерий Ахадов - появилась мысль готовить специалистов самим, на месте. По целевому заказу мы открыли обучение по двум специальностям: «актер театра и кино» и «актер театра кукол». Набор делаем с условием, что выпускники сразу поступят в труппу. Некоторые из них уже стали лауреатами «Золотой маски» как участники спектаклей своих театров.

Хореографическое искусство – совсем другая история. Как-то Генрих Александрович Майоров, профессор Московской академии хореографии, долгие годы курировавший у нас это направление, сказал мне: «Все дело в «бацилле». Вот ровное место, ничего нет, как вдруг появляется бацилла, и вокруг нее начинается брожение, все бурлит и прорастает». Я вспомнила об этом потому, что вот так неожиданно у нас в городе появился исключительно талантливый человек – балетмейстер Елена Александровна Петренко. И все закипело. В 1996 году открылось хореографическое отделение, которое готовит очень хороших профессионалов. Наших выпускников и Юрий Григорович к себе берет, и, конечно, Магнитогорский театр оперы и балета, в этом году 7 человек уехали работать в Екатеринбург.

Наконец, по просьбе Министерства образования Челябинской области мы открыли новую специальность «учитель музыки» и на базе консерватории в прошлом году был даже проведен IV конкурс «Учитель музыки XXI века» имени Д.Кабалевского.

- Как вы относитесь к лозунгу модернизации образования и чего ждете от будущего закона об образовании?

- Слава богу, в готовящемся новом законе об образовании уже есть целый раздел о художественном образовании. Потому что мы постоянно сталкиваемся с тем, что наша специфика не учитывается. Приведу уже всем надоевший пример. Ежегодно мы заполняем модуль, в котором в качестве критерия указана научная работа, а творческая не указана вовсе. При этом научная работа должна включать, в частности, издание монографий. В свое время нам официальным документом было разрешено считать монографиями наши спектакли и концерты с новыми программами. И мы пишем до сих пор – «издано…», побивая рекорды по количеству «монографий», в то время как за этим словом стоит наша творческая работа - концерты и спектакли. Но это еще не все. Нужно ведь указать объем монографии в печатных листах, и мы берем цифры с потолка. Это же просто смешно!

Все же в последнее время мы наблюдаем процесс встречного движения министерств образования и культуры. Они уже не разговаривают друг с другом на разных языках, как это было прежде. И все мы надеемся, что когда-нибудь традиционное великолепие российской системы художественного образования будет осознано теми, кто проводит реформы.

Поделиться:

Наверх