Магнитогорская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки - сравнительно молодой вуз, но если вспомнить, что он появился в результате реформы Магнитогорского музыкального училища, открытого в 1939 году, то возраст получится вполне солидный. И традиции преподавания здесь серьезные, заложенные группой учеников выдающегося теоретика, пианиста и композитора Б.Л. Яворского. Однако не о прошлом, а о настоящем дне вуза наш корреспондент Е.Андрусенко беседовала с ректором Магнитогорской консерватории - заслуженным деятелем искусств РФ, профессором по классу специального фортепиано Н.Н. Веремеенко.
- Наталья Николаевна, каковы наиболее яркие события текущего учебного года в вашей консерватории?
- Главное то, что на стыке двух учебных годов мы прошли государственную аккредитацию и процедуру повторного лицензирования, подтвердив свой статус академии: хороший результат деятельности нашего профессорско-
Этот год у нас особенный. Он идет под знаком 100-летия со дня рождения Семена Григорьевича Эйдинова – выдающегося дирижера и великого просветителя, народного артиста РСФСР, основателя и директора на протяжении 40 лет Магнитогорского музыкального училища, организатора и художественного руководителя знаменитого коллектива - Магнитогорской государственной академической хоровой капеллы, носящей ныне его имя. Имя Эйдинова носит и Всероссийский конкурс хоровых дирижеров, который проходит в нашей консерватории раз в пять лет и в апреле состоялся в пятый раз. Это одно из важных событий нынешнего учебного года, поэтому стоит сказать о нем особо. Участниками конкурса стали 39 дирижеров из 18 вузов искусств и музыкальных училищ России. Возглавлял жюри уже третий раз подряд народный артист России, профессор Московской консерватории Борис Григорьевич Тевлин. Члены жюри представляли Москву, Санкт-Петербург, Саратов, Красноярск, а от нашей консерватории работала профессор кафедры хорового дирижирования, ученица С.Г.Эйдинова Елена Владимировна Томас. У таких конкурсов есть своя особенность – они во многом зависят от уровня обеспечивающих их хоровых коллективов. Мне кажется, своим успехом этот конкурс обязан мастерству наших консерваторских хоров. Ну и, конечно, в нем участвовали замечательные, талантливые молодые дирижеры. Гран-при заслуженно отправился в Московскую консерваторию.
Также в апреле у нас состоялся Международный фестиваль-конкурс оркестров и ансамблей народных инструментов «Европа - Азия», уже третий по счету. В нем участвовали 8 оркестров и 24 ансамбля. Этот фестиваль-конкурс всегда проходит при переполненных залах и оставляет ярчайшее впечатление у публики. Собираются народные коллективы из разных регионов России и стран СНГ, выступают в красочных национальных костюмах, играют на традиционных национальных инструментах – и смотреть, и слушать очень интересно. Здесь Гран-при получил оркестр народных инструментов из Уральской консерватории.
Ближе к началу учебного года, в конце осени, мы провели «XVI Российские педагогические ассамблеи искусств в Магнитогорске» на тему «Отечественная музыкальная культура: национальный феномен». Ассамблеи – одна из важнейших наших традиций. В этом году они были отмечены приездом авторитетного ученого в мире музыкальной науки, профессора Петербургской консерватории Леонида Евгеньевича Гаккеля. Профессор Гаккель не только участвовал в пленарных заседаниях, но и прочитал цикл лекций, вызвавших огромный интерес.
Приятно отметить, что ассамблеями захвачены не одни лишь преподаватели, но и студенты: уже во второй раз у нас прошли межвузовские студенческие ассамблеи. Есть и еще пример молодежной инициативы – международный фестиваль актуального искусства «Анева». Его организовала наша студентка Ангелина Безрукова, причем абсолютно самостоятельно, даже спонсоров нашла. На третий фестиваль - опять-таки в апреле - традиционно собрались музыканты, художники, поэты. Причем не только магнитогорские, но и из других городов. Многие знают об этом удивительном фестивале.
Наконец, в этом году у нас появился, можно сказать, «зарубежный филиал»: мы открыли отделение в Институте музыки Донг Пусан университета южнокорейского города Пусан.
- В структуре вашей консерватории заключены все ступени музыкального воспитания и образования - от детсада «Нотка», через лицей, затем колледж и вплоть до докторантуры. Как выстраивалась такая длинная «производственная» цепочка под одной, так сказать, крышей и эффективно ли она работает?
- Все новое – хорошо забытое старое. Если вспомнить историю первых российских консерваторий, то они такими и были: там все учились «от» и «до». Серьезные преобразования у нас произошли в 1993 году, и шли мы к этому несколько лет. В 1991-м Магнитогорское музыкальное училище стало высшим музыкальным училищем. Это был эксперимент, приказ о его проведении исходил от Министерства культуры РФ, и в тот год высшими стали еще и два московских училища – имени Гнесиных и имени Ипполитова-Иванова. Инициатором преобразований был Александр Николаевич Якупов - тогда директор училища, а до недавнего времени, как известно, директор ЦМШ при Московской консерватории (сейчас - ректор Государственного специализированного института искусств в Москве). Изменения действительно требовались: ситуация была такова, что около половины наших выпускников меняли свою профессию. Основная работа выпускника среднего специального музыкального учебного заведения – в ДМШ, но школы стали отдавать предпочтение преподавателям с высшим образованием. Однако нашей целью была не консерватория, мы выдвигали другую идею и даже разрабатывали соответствующие документы. Создать шестилетний колледж – вот чего мы хотели. Мы планировали давать высшее музыкально-педагогическое образование, написали новые учебные планы и программы. Но, как нам разъяснили в Министерстве культуры РФ, чем вводить новый вид учебного заведения, лучше сделать просто вуз. И он был создан: сначала как музыкально-педагогический, а затем, в 1996 году, название изменили на консерваторию. Вот так все и произошло. Для нас, наших студентов, конечно, к лучшему.
В том, что мы имеем под своим крылом все звенья образования, есть много плюсов: мы можем корректировать наши программы и избегать дублирований, которые возникают в традиционном построении «школа – училище – вуз». Мы выстраиваем движение более целенаправленно, без повторов. Наши кафедры включают в свою структуру цикловые и предметные комиссии среднего и младшего звеньев, что несомненно сказывается и на качестве методической работы преподавателей этих учебных подразделений, и на качестве подготовки учащихся школы и колледжа, которых курируют с первого класса преподаватели вузовской ступени. Есть прекрасный опыт создания «сквозных» образовательных программ, например, на кафедре фортепиано (общий курс). Главная мысль – фортепиано это инструмент, помогающий обучающемуся стать не просто скрипачом, певцом и т. д., но музыкантом. Программа включает в себя «фортепианную» и «профильную» части. Например, студенты оркестрового факультета изучают широкий круг симфонических партитур по историко-стилистическому принципу; дирижеры изучают хоровую литературу кантатно-ораториальных жанров, оперные сцены с хоровыми эпизодами, хоровые циклы; певцы - вокальные упражнения, аккомпанементы к оперным ариям и вокальным миниатюрам и т. д. Причем начинается все это уже со школы. Программы обеспечены интересными учебными пособиями, нотными изданиями, созданными преподавателями всех ступеней вуза-комплекса. Конечно, если бы не было вузовской кафедры, которая руководит этим направлением, вряд ли в школе что-то подобное произошло бы.
И еще один момент. Не секрет, что сейчас страна переживает демографический спад, и все от этого страдают. Последствия демографического провала 1990-х годов сегодня особенно заметны на вузовской ступени – вузам попросту не хватает студентов. Реагируя на общую ситуацию, мы несколько переориентировали план приема в консерваторию. А в нашу десятилетку (лицей), к счастью, идет огромное количество детей, и среднее звено тоже уже лучше. Мы работаем на будущее.
- Среди факультетов вашей консерватории есть «музыкальное искусство эстрады», «актерское мастерство», «хореографическое искусство». Давно ли расширился круг специальностей? По какой причине это произошло и насколько более востребованным после этого стал ваш вуз?
- Не все из перечисленного
Более молодая история у «актерского мастерства» и «
Хореографическое искусство – совсем другая история. Как-то Генрих Александрович Майоров, профессор Московской академии хореографии, долгие годы курировавший у нас это направление, сказал мне: «Все дело в «бацилле». Вот ровное место, ничего нет, как вдруг появляется бацилла, и вокруг нее начинается брожение, все бурлит и прорастает». Я вспомнила об этом потому, что вот так неожиданно у нас в городе появился исключительно талантливый человек – балетмейстер Елена Александровна Петренко. И все закипело. В 1996 году открылось хореографическое отделение, которое готовит очень хороших профессионалов. Наших выпускников и Юрий Григорович к себе берет, и, конечно, Магнитогорский театр оперы и балета, в этом году 7 человек уехали работать в Екатеринбург.
Наконец, по просьбе Министерства образования Челябинской области мы открыли новую специальность «учитель музыки» и на базе консерватории в прошлом году был даже проведен IV конкурс «Учитель музыки XXI века» имени Д.Кабалевского.
- Как вы относитесь к лозунгу модернизации образования и чего ждете от будущего закона об образовании?
- Слава богу, в готовящемся новом законе об образовании уже есть целый раздел о художественном образовании. Потому что мы постоянно сталкиваемся с тем, что наша специфика не учитывается. Приведу уже всем надоевший пример. Ежегодно мы заполняем модуль, в котором в качестве критерия указана научная работа, а творческая не указана вовсе. При этом научная работа должна включать, в частности, издание монографий. В свое время нам официальным документом было разрешено считать монографиями наши спектакли и концерты с новыми программами. И мы пишем до сих пор – «издано…», побивая рекорды по количеству «монографий», в то время как за этим словом стоит наша творческая работа - концерты и спектакли. Но это еще не все. Нужно ведь указать объем монографии в печатных листах, и мы берем цифры с потолка. Это же просто смешно!
Все же в последнее время мы наблюдаем процесс встречного движения министерств образования и культуры. Они уже не разговаривают друг с другом на разных языках, как это было прежде. И все мы надеемся, что когда-нибудь традиционное великолепие российской системы художественного образования будет осознано теми, кто проводит реформы.
Поделиться: