АРХИВ
26.11.2012
МОСКОВСКИЙ ТРИУМФ

Гастрольное турне Казахской национальной консерватории им. Курмангазы по маршруту Санкт-Петербург – Москва, состоявшееся в первой половине ноября, стало поистине впечатляющим смотром творческих достижений.

В преддверии московского финального аккорда

В Санкт-Петербурге казахстанские музыканты выступили в Концертном зале Мариинского театра, а в Москве – в Концертном зале Российской академии музыки им. Гнесиных и в Большом зале консерватории. Эти гастроли возглавила ректор Казахской национальной консерватории Жания Аубакирова, которая, как мы могли убедиться по впечатляющим результатам турне, не только успешно руководит вверенным ей ведомством, но также является и концертирующей исполнительницей. Жания Аубакирова – выпускница Московской консерватории по специальности фортепиано (по классу и аспирантуре профессора Льва Власенко). И в этом отношении Петербургу, где она в нынешний приезд исполнила Первый фортепианный концерт Брамса, на сей раз повезло больше. Но зато Москва стала свидетелем необычной, невиданной доселе и властно захватившей воображение музыкальной феерии, в которой именно исконно национальный художественный пласт, ничуть не уступая академическому, произвел настолько мощный выброс адреналина в аудиторию, что таких восторженных оваций и такой искренне ликующей публики наблюдать в Москве мне давненько не доводилось.

При Казахской национальной консерватории успешно функционирует множество разнообразных коллективов, и в общем количестве 170 человек (!) основную часть этих коллективов удалось привести в Москву. Среди них – две большие базовые единицы: это оркестр казахских народных инструментов и симфонический оркестр. В первый день – на сцене РАМ им. Гнесиных – основная нагрузка легла именно на первый из названных оркестров, во второй – на сцене Большого зала консерватории – оба коллектива со своими дирижерами встретились в беспрецедентном инновационном проекте под названием «Дуэль оркестров», и мы стали свидетелями его российской презентации. Среди других коллективных участников нынешних гастролей – фольклорно-этнографический ансамбль «Туран», ансамбль домбристов и ансамбль народного пения.

Перед финальным аккордом московских выступлений музыкантов состоялась пресс-конференция, посвященная проекту «Дуэль оркестров» – совместно организованной акции Московской консерватории и Казахской национальной консерватории. Открывал пресс-конференцию ректор Московской консерватории Александр Соколов: этот проект он вписал в контекст большой серии обменных мероприятий, рассчитанных до 2016 года и посвященных грядущему 150-летию Московской консерватории. Руководство Казахской национальной консерватории представляли ректор Жания Аубакирова и начальник информационного отдела Анна Зеленцова.

По поводу того, как возникла сама идея обсуждаемого проекта, мы узнали от Жании Аубакировой: «В традиционной казахской культуре широко распространено соревнование индивидуальных музыкантов (по-казахски “айтыс”), например группы домбристов, одновременно импровизирующих, то есть сочиняющих музыку и поющих стихи. Мы решили пойти дальше, подумав, а почему бы нам не сделать соревнование оркестров – симфонического и народного. Но сразу встала проблема репертуара: «симфонисты» обычно играют классику, «народники» – только свою музыку. И мы решили подойти к этому вопросу более широко и смело, предоставив возможность каждому оркестру играть все, что они хотят. Для этого мы и задействовали нашу кафедру композиции с тем, чтобы она сделала новые переложения классики для народных инструментов и народной музыки для симфонического оркестра».

Что ж, после такой интригующей преамбулы хочется сразу же занять места в зрительном зале.

Концерт в Большом зале консерватории

В программе вечера был предложен сопоставительный диалог двух направлений музыки – классического академического и национального фольклорного. Перед началом концерта с приветствиями к слушателям обратились Александр Соколов и Жания Аубакирова. Ректор Московской консерватории подчеркнул в своем слове дружественный смысл происходящего:

«Дорогие друзья! Именно такое обращение сегодня наиболее уместно и естественно, потому что и в самом деле наш музыкальный праздник – это праздник друзей. Здесь все пронизано единым пониманием смысла искусства и ответственности за то, что оказалось в наших руках. И моя коллега Жания Яхияевна Аубакирова в равной степени представляет здесь и Московскую консерваторию, воспитанницей которой она является, и Казахскую национальную консерваторию, которую вот уже много лет бережет как бесценную часть культуры того пространства, которое мы продолжаем считать общим».

В ответном слове ректор Казахской национальной консерватории заметила:

«Когда мы только говорим, что едем выступать в Москву, посольство Казахстана в России бросает все свои дела, чтобы помогать нам в организационных делах. Когда мы только говорим, что должны поехать на гастроли по России или по всему миру, наши спонсоры говорят: “Конечно, вы должны поехать, вы должны представлять имидж Казахстана!” – и всячески стараются нам помогать. Нам очень повезло, что президент нашей страны - человек музыкальный и культурно образованный - может по достоинству оценить наши качества, что государство и правительство стараются делать все для образования в целом, для культуры, для музыкально-творческого образования тех, кто будет представлять страну на мировой арене уже завтра. Нынешний Казахстан – государство молодое, и нам очень хочется, чтобы о наших музыкантах – таких молодых, таких креативных и таких талантливых – узнали в мире.

Мы счастливы, что на высоком уровне сотрудничаем с Московской консерваторией. Конечно, наше выступление - это своеобразный отчет. Мы, как ученики консерватории, хотим сказать нашей альма-матер: посмотрите на нас, мы не потерялись, мы такие энергичные, мы продолжаем вести образовательную линию, как нам кажется, достойно!..»

Открыл концерт ансамбль «Туран» из пяти музыкантов, который выступил с фольклорно-этнографической композицией. Магия необычных звуков незнакомых для большинства из нас народных инструментов, поражающих архаикой строя и форм, и всецело захватывающее «шаманство» горлового пения (один из участников – «по совместительству» еще и вокалист) сразу же погрузили слушателей в медитативный транс. Ощущаемый на уровне подсознания эффект единения с каким-то сакральным музыкальным космосом передать словами невозможно: «Туран» надо слушать вживую!

Стремление вернуть в концертный обиход древние национальные инструменты, найти новые звучания и аранжировки, которые, не отвергая традиций, воспринимались бы по-современному креативно, как раз и привело к тому, что в 2008 году этот потрясающе самобытный коллектив и был создан по инициативе группы студентов Казахской консерватории. В 2010 году музыканты записали первый аудиоальбом, и сегодня «Туран» широко известен не только у себя в стране, но и за ее пределами.

С ансамблем «Туран» мы тут же встречаемся еще раз – теперь уже в качестве особой «солирующей группы», дополняющей симфонический оркестр Казахской национальной консерватории до состава, необходимого для исполнения поэмы «Дала Сыры» Актоты Раимкуловой. Это просто изумительное в композиционном плане сочинение, в превалирующей академической традиции которого четко прослушиваются национальные музыкальные интонации, в 2007 году выиграло государственный грант Министерства культуры и информации Республики Казахстан, а его мировая премьера (2008) состоялась в Берлине. Актоты Раимкулова – выпускница Казахской консерватории по двум специальностям: фортепиано (класс профессора Ж.Аубакировой) и композиция (класс профессора Г.Жубановой), ныне в стенах этого же учебного заведения – проректор по воспитательной работе и заведующая кафедрой композиции и арт-менеджмента.

В завершение программы первого отделения прозвучала «Рапсодия на тему Паганини» Рахманинова, в которой солировал Сергей Ким - выпускник Казахской консерватории по классу Ж.Аубакировой, лауреат ряда международных конкурсов (II премия на конкурсе в Алматы, I премия на конкурсе «Русский сезон в Екатеринбурге», III премия V Международного конкурса пианистов им. А.Н. Скрябина в Москве). Рапсодию Рахманинова, кажется, знаешь просто наизусть, но молодой солист вложил в исполнение столько души и романтического темперамента, что его трактовка, излучавшая «рукотворный свет» и жизненную свежесть, явилась подлинным откровением, не говоря уже о том, что и пианистическая техника музыканта была просто восхитительна. В данный момент Сергей Ким решил продолжить образование, став студентом Университета музыки, танца и мастерства им. А.Брукнера в Линце (класс профессора О.Маршева).

Приехавший в Москву студенческий симфонический оркестр, понятно, де-факто таковым и является: примерно 25% его состава неизбежно подвержены ежегодной ротации. Но этот оркестр как-то неловко даже называть студенческим, ведь по всем приметам мы услышали высококлассный профессиональный коллектив, поэтому просто хочется особо акцентировать внимание как на потрясающем уровне его «игровой формы», так и на высочайшей степени музыкально-художественной выразительности исполнения. По словам Жании Аубакировой, когда Валерий Гергиев в прошлом году приезжал в Алматы с оркестром Мариинского театра, он послушал симфонический оркестр консерватории и сразу же обратил внимание на яркого, харизматичного дирижера, спросив: «Кто это? Как его зовут?!..» А потом сказал: «Если бы я знал, что у вас такой оркестр, мне не надо было бы привозить свой!»

Итак, имя молодого чудо-дирижера – Канат Омаров. Выпускник Казахской консерватории, он возглавляет консерваторский симфонический оркестр с 2008 года. В творческом арсенале маэстро – победа на весьма необычном конкурсе в Японии: он проводился по видеозаписям, и в нем приняло участие порядка 150 человек. В результате в число победителей попали четыре дирижера: два из Европы, два из Азии, и в их числе - Канат Омаров. Эта победа сейчас открывает для него блестящие перспективы международной карьеры.

Наконец, во втором отделении – долгожданный сюрприз «Дуэль оркестров». Оркестрантам на сцене пришлось изрядно потесниться: слева оказался симфонический оркестр с Канатом Омаровым, справа – оркестр казахских народных инструментов с Арманом Жудебаевым, также выпускником Казахской консерватории, руководящим коллективом с 2009 года и заставившим влюбиться в казахскую народную музыку! Сначала «академисты» сыграли третью и четвертую части Третьей симфонии Сен-Санса, затем «народники» – музыкальную поэму «Махамбет» Тлендиева. А дальше «пошла-поехала» перекличка-дуэль оркестров, когда один начинал, а другой подхватывал (или наоборот) ту или иную музыку классического или народного жанра, причем произведений необычайно популярных…

В залихватскую дуэль было вкраплено и выступление ансамбля народного пения в составе четырех голосов (двух женских и двух мужских), каждый из которых под собственный аккомпанемент национального инструмента представил разные певческие школы. Но главной изюминкой в составе дуэли стало выступление ансамбля домбристов в виде феерического соревнования-импровизации и в форме настоящего музыкального шоу: к трем солистам из оркестра казахских народных инструментов присоединился Арман Жудебаев, представший не менее виртуозным домбристом, чем они. Так что только и остается сказать: «Браво, маэстро! Браво, музыканты! Браво, Казахская национальная консерватория!»

Поделиться:

Наверх