Июнь в Южно-Сахалинске выдался как по заказу, теплым и солнечным. Но не только поэтому в выигрыше оказались те жители острова, которые в сезон отпусков не рвались утолять культурный голод на большую землю. «Сахалинская рампа», в третий раз зажигая огни, смело закружила в калейдоскопе творческих открытий и инновационных технологий.
«В этом году отмечается 70 лет Сахалинской области, это большой праздник для нас, – рассказала директор Сахалинского международного театрального центра им. А.П. Чехова (Чехов-центра) Елена Худайбердиева, – и мы решили вместе с коллегами – руководителями государственных учреждений культуры объединить усилия и провести фестиваль совместно». Впервые удалось создать площадки, где партнерами консолидировано выступили областная универсальная научная библиотека, литературно-художественный музей книги А.П. Чехова «Остров Сахалин», музейно-мемориальный комплекс «Победа», областной краеведческий музей, сахалинская филармония и колледж искусств. В целом, фестиваль оставил то послевкусие, которое заставляет вспоминать, размышлять, обсуждать…
ПРОЧЕСТЬ КЛАССИКУ ПО-НОВОМУ
Программа каждого из фестивальных дней включала афишу, расписанную буквально по часам – 16 названий представили театральные коллективы из Санкт-Петербурга, Владивостока и Хабаровска, Омска и Новокузнецка, Нюрбы (Якутия) и Саппоро (Япония) и, конечно же, Южно-Сахалинска. Основные показы проходили на большой сцене Чехов-центра, также организаторы постарались задействовать и другие площадки. «Жизнь» Омского театра драмы развернулась в баре арт-пространства «СтрекоZa», а спектакль по пьесе московского драматурга Родиона Белецкого «Остров Счастье» сахалинцы начали в фойе, постепенно увлекая зрителей в Черный зал. Актеры из Новокузнецка показали моноспектакль «Живой Маяковский» в репетиционном зале, ну а в якутской постановке «Шинель» и актеры, и публика все время находились на сцене, что усиливало мистификацию сюжета.
Акцент на классику – Мольер, Гоголь, Чехов, Вампилов – прослеживался в заявках буквально всех участников, что для репертуарного театра в нынешних условиях без преувеличения можно считать плюсом. И в неутихающих спорах о том, как ее играть – традиционно, по-старому, «подгоняя» драматургию под эталонные образцы, или абсолютно революционно – перенося героев с их вечными вопросами в современность, постановщики и артисты смогли отстоять собственную точку зрения и утвердить ее право на жизнь: на каждом показе был аншлаг.
Столичная планка (которую достойно держали все!) была задана приглашением известного режиссера Юрия Бутусова и группы актеров Санкт-Петербургского академического театра им. Ленсовета с постановкой «Город. Женитьба. Гоголь». Эффект обратной связи (важнейший для организаторов и актеров) возникал и «по ходу пьесы», и на зрительских конференциях, которые вел корифей российского театрального сообщества Александр Вислов. В обсуждении приняли участие театральные критики – Ольга Галахова из Москвы и Мария Наймарк из Санкт-Петербурга.
РАСШИРЯТЬ ПРОСТРАНСТВО, РАБОТАТЬ НА ЗРИТЕЛЯ
Настоящим мейнстримом третьей «Сахалинской рампы» стала получившая признание горожан уличная программа «Театр в городе». Концерты, интермедии, перформансы – всего 30 мероприятий, где традиции площадного театра соединились с опытом современных постановок, актуализацией звуковых, световых и видеоэффектов, широким использованием технических возможностей. Удачное соединение музыки и танца, декламации и фотосъемки было весьма убедительным и доказало: для массовых зрелищ синтез искусств необходим.
В рамках деловой программы фестиваля состоялась дискуссия «Театр – PRO…». С презентацией «Театр 2.0», посвященной работе в соцсетях, выступил заместитель гендиректора Концертно-филармонического объединения Сочи Константин Зайнулин (к слову, гастроли Чехов-центра в столице ХХII зимних Олимпийский игр триумфально прошли в минувшем апреле). Секретами привлечения в театр молодежной аудитории поделилась руководитель литературно-драматургической части Хабаровского ТЮЗа Анна Шавгарова.
Проблемы театров малых городов обсуждались на круглом столе, который провела Елена Худайбердиева. Она уже пять лет возглавляет Чехов-центр и уверена, что ни актеры, ни зрители не должны ощущать оторванности от столицы: «Мы стараемся за счет наполнения содержательной части работы держать высокий уровень. Я горжусь, что руковожу именно провинциальным театром, это дополнительный стимул для деятельности. Слово "провинциальный" сегодня может означать только географическое понятие, потому что зритель везде осведомлен и требователен. А учитывая небольшую плотность населения, для нас это еще и огромная социальная ответственность, в том числе перед профессиональным сообществом. Потому, чтобы получить и тем более удержать зрителя, нужно находить новые способы, генерировать свежие идеи».
Известно, что в театр идут самые разные люди: разные по предпочтениям, возрасту, статусу. Соответственно, и театр тоже должен быть разным. Поэтому в репертуарной афише Чехов-центра присутствуют и драма, и трагедия, и комедия с качественной драматургией. Для юного зрителя театр предлагает семь спектаклей: от чеховской «Каштанки» до сказок. «Поклонников Мельпомены» здесь воспитывают с ранних лет – пробуждают интерес, учат понимать театральный язык, думать и сопереживать происходящему на сцене. В рамках совместного с общеобразовательной школой проекта «Классный театр» артисты помогают школьникам в освоении программы по литературе, рассказывают о театре, дают уроки актерского мастерства.
Чехов-центр – театр с неповторимым островным колоритом и добрыми традициями. Ставят и свои, и приглашенные команды. Труппа Сахалинского международного театрального центра им. А.П. Чехова неоднократно участвовала в таких трендовых российских фестивалях, как «Ново-Сибирский транзит», «Мелиховская весна», «Арлекин», «Вампиловский фестиваль», а также Theater Go Round (Япония). Постоянный поиск форм сотрудничества с представителями разных видов искусства выражается в организации амбициозных проектов – это и международный кинофестиваль «Край света», проводимый в тандеме с ГАУК «Кинодосуговое объединение», где собираются звезды мирового экрана, и Дальневосточный театральный форум с обширной деловой программой и режиссерско-драматургическим «экспериментариумом».
Кстати, уже появилось немало идей по поводу следующей «Сахалинской рампы», которая состоится в 2019 году. А в октябре нынешнего года показом спектакля «Хапун» по пьесе Виктора Ольшанского Чехов-центр откроет свой 87-й театральный сезон.
Поделиться: