АРХИВ
18.08.2011
Опералия
С 18 по 24 июля в Москве впервые проходил едва ли не самый престижный ежегодный международный конкурс оперных певцов «Опералия» - кочующее по городам мира детище выдающегося испанского тенора Пласидо Доминго. Корреспондент «Играем с начала» наблюдал ход конкурсных событий.

Мировая знаменитость маэстро Доминго не просто создал конкурс, который состоялся уже в 19-й раз. Он - постоянный председатель жюри, что необыкновенно волнует и вдохновляет участников. В этом году их было 40 (из 800 претендентов, участвовавших в отборочном туре). Прошло 9 россиян, четверо вырвались в финал (общее число финалистов составило «чертову дюжину») - и двое взяли премии: вторую у мужчин и третью у женщин. Кстати, за присуждение первых премий тенору из США Рене Барбере и сопрано из ЮАР Претти Йенде и жюри, и публика «голосовали» с редким единодушием. Однако и наши лауреаты - баритон Константин Шушаков и колоратурное сопрано Ольга Пудова - могут торжествовать в полной мере. Во-первых, «Опералия» - конкурс сложный, и любое призовое место здесь очень почетно. А во-вторых, его жюри составляют практики театрального дела - импресарио и директора театров, которые никогда не оставляют без внимания тех, кого сами же выделяют как группу лучших. В этом году, например, в судейской коллегии были представители лондонского театра «Ковент-Гарден» и французского «Шатле», нью-йоркской «Метрополитен-опера» и Венской оперы, оперных театров Монте-Карло и Валенсии. Россию в жюри из 14 человек представляла Галина Вишневская, которой Пласидо Доминго посвятил нынешнюю «Опералию» - как своему сценическому партнеру, многолетнему другу и, по его собственным словам, «выдающейся певице, чей талант, мастерство, голос столь всеобъемлющи, что не могли уместиться в одном персонаже. Самоотдача, упоение, страсть, с которой Галина Вишневская проживала роль на сцене, - это совершенно незабываемо!»

Однако вернусь к тем, кому еще предстоит штурмовать подобные высоты, - к нашим лауреатам. Обладателю второй премии 27-летнему Константину Шушакову в этом году уже повезло стать лауреатом Конкурса имени королевы Елизаветы в Брюсселе, и в его багаже теперь успешное участие в пяти вокальных конкурсах. В настоящее время Константин Шушаков, начинавший занятия академическим вокалом в Ижевском музыкальном училище и закончивший затем РАТИ (ГИТИС), является артистом Молодежной оперной программы Большого театра.

Пользуясь краткой возможностью, я задала несколько вопросов нашему участнику «Опералии».


К.Шушаков - II премия

- Константин, что вам кажется главной составляющей этого конкурса?

- Прежде всего, Доминго! Когда у руля стоит такой мэтр, то одно лишь участие в конкурсе уже счастье. Мы познакомились три месяца назад, когда я с другими участниками Молодежной программы Большого театра был на стажировке в Вашингтонской опере, которую возглавляет Пласидо Доминго. Он удивительный человек, очень общительный и совсем не обращает внимания на положение или возраст человека, если ему интересно с ним разговаривать.

- У вас есть какие-то замечания по поводу регламента конкурса?

- Я столкнулся с тем, что Моцарта на конкурсе очень мало. В частности, у меня была заявлена ария Гульельмо из «Так поступают все», но ее у меня не спросили. Я как-то надеялся на нее, но - увы. В финале решил петь Елецкого - все-таки надо быть патриотами! Финал сложился как «битва теноров», баритонов прошло всего два. В этой ситуации я считал, что я должен сделать все, что могу, и не считать, сколько теноров, сколько баритонов, кто может взять первую премию, а кто вторую. Я выхожу, и делаю то, что могу. Это моя задача.

- Каково ваше отношение к конкурсам?

- Конкурсы, я считаю, предназначены для того, чтобы обеспечить его участникам будущую артистическую жизнь. Даже не в премиях дело, потому что часто певцы, которые не получили премий, имеют успех в карьере гораздо больший, чем те, кто получил первую. Я думаю, ради нашего будущего все это затевается.

- Какой вам показалась атмосфера на этом конкурсе?

- Атмосфера очень дружелюбная, и это порадовало. Все певцы относятся друг к другу с большим уважением, все общаются, возникает много знакомств. С некоторыми, кстати, мы уже не раз встречались на других конкурсах. Я думаю, вот это не соперническое, а дружеское отношение к коллегам - самое главное.

Подобные вопросы были адресованы и Ольге Пудовой - обладательнице третьей премии 19-й «Опералии», солистке Академии молодых певцов Мариинского театра, также уже имеющей лауреатские звания международных конкурсов.

- Ольга, каким было отношение членов жюри к конкурсантам?

- Замечательное отношение! К Доминго, например, подходили люди, уже выступившие и не прошедшие в следующий тур, и он им всем высказывал какие-то свои пожелания, давал профессиональные советы. Он абсолютно каждому уделял внимание. Он, как солнце, это правда. Кстати, Доминго сказал, что жюри было безумно трудно работать в этом году, потому что уровень конкурса оказался очень высоким. Мужчины, конечно, на этой «Опералии» просто потрясают! В финале их было подавляющее большинство - 9 из 13 участников.

- Вы слушали своих соперниц по ходу конкурса?


О.Пудова - III премия

- Перед своим выступлением я никогда никого не слушаю. Когда слушаешь пение, немножко напрягаются связки, а перед собственным выходом на сцену это не очень хорошо. К тому же твой настрой немножко спадает, ты уже начинаешь концентрироваться не только на том, что лично тебе нужно делать, а и на том, что делают другие. Я считаю, что это ни к чему. Я знаю, что есть певцы, которые слушают всех перед собой, но сама не люблю этого делать.

- Что для вас самое ценное в этом конкурсе?

- Опыт и общение с великими людьми, которые могут сказать важные для тебя вещи, в том числе в правильном ли направлении ты двигаешься. Этот конкурс, конечно, дает очень много, главным образом, потому, что в его жюри работают почти одни только директора театров или арт-директора. И если я кому-то понравлюсь, то мне сделают практическое предложение, что невероятно ценно для певца, начинающего карьеру.

- Что бы вы сказали об организации конкурса?

- Прекрасные условия для певцов, нас холили, лелеяли - просто потрясающе!..

Соорганизатором «Опералии» с российской стороны выступил Центр оперного пения Галины Вишневской. В беседе с директором центра Еленой Владимировной Опорковой выяснилось, почему «Опералия» так долго не приезжала и, наконец, приехала в Россию.

- У Пласидо Доминго давно было желание провести конкурс в Москве, но переговоры об этом заняли четыре года. Очень сложно было выбрать тот период, который бы устраивал и его, и город, и нас, чтобы мы смогли достойно организовать «Опералию», чтобы у всех все совпало по датам. А в этом году - юбилейном и для Доминго, и для Галины Павловны Вишневской - наверное, звезды помогли, и возможность появилась. Конечно, «сработала» любовь Доминго к Москве, вообще к России. Он нежнейше относится к нашей стране, почти всегда на своих выступлениях - и в Европе, а уж у нас обязательно - поет арию Германа из «Пиковой дамы», одну из его любимейших оперных арий. И у него, что было тоже очень важно для приезда к нам «Опералии», прекрасные, глубокие дружеские отношения с Галиной Вишневской, такие же отношения были и с Мстиславом Ростроповичем. Эта дружба насчитывает уже десятки лет и закреплена партнерством на сцене - в спектакле Венской оперы 1973 года «Тоска».

Сама Галина Вишневская оценивает «Опералию» чрезвычайно высоко, равно как и любые другие серьезные усилия в помощи молодым оперным певцам:

- Этот конкурс имеет огромное значение для всего оперного дела. Молодые певцы сегодня преодолевают большие трудности, чтобы найти свое место в жизни. Чтобы получить в театре роль, надо иметь имя. А чтобы иметь имя, надо иметь площадку, где ты выйдешь и покажешь свой голос. Заколдованный круг! Вот почему важна «Опералия». Ведь в жюри привлечены руководители оперных театров со всего мира, которые могут, услышав здесь молодых певцов, пригласить их работать. У нас есть Центр оперного пения, существующий уже 10 лет. Это уникальное место, где молодой артист после окончания консерватории может сразу выступать в репертуаре настоящих оперных театров, показать свое искусство в больших операх. Я считаю, что каждая страна должна иметь такую школу. И если мы общими усилиями будем делать великое дело становления певцов, то никакого оперного кризиса в мире не возникнет.

Поделиться:

Наверх