Советы обучающихся или иные органы в образовательной организации создаются в соответствии с частью 6 статьи 26 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Министерство образования и науки РФ разработало методические рекомендации о создании и деятельности советов в письме № ВК-262/09 от 14.02.2014. Совет обучающихся является коллегиальным органом управления образовательной организации и формируется по инициативе обучающихся с целью учета мнения обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы обучающихся (пункт 1.1).
– Как этот сигнал восприняли родители? Стал ли он началом процесса формирования самоуправления? Приглашаем к дискуссии А.С. Цодокову, директора Московской городской детской музыкальной школы имени С.С. Прокофьева, и И.Н. Филипенкова, председателя Совета родителей.
А. Цодокова: Администрация школы всегда работала в тесной связке с родителями – такова специфика обучения в детских учреждениях, где ребенок получает необходимые знания, умения и навыки, которыми будет пользоваться, когда станет профессионалом. По этой причине мы действовали в строгом соответствии с законодательством. Сначала я как директор изучила два проекта положения о Совете родителей. Один из них подготовил Игорь Николаевич Филипенков, второй написал юрисконсульт школы. На основании обоих проектов был выработан оптимальный вариант документа, в который вошли требования закона, кроме того, мы постарались максимально учесть пожелания родителей. Затем я собрала заведующих отделами (у нас в школе их пять – фортепианный, хорового пения, струнных, народных, духовых и ударных инструментов) и поставила перед ними конкретную задачу: делегировать наиболее активных и грамотных родителей несовершеннолетних учеников на общешкольную конференцию, чтобы утвердить положение и учредить совет родителей.
И. Филипенков: В нашей школе подходы к созданию Совета родителей были уже давно – неформализованные отношения структурой не являются: вы можете собраться, пошуметь, принять какое-то решение и послать своего представителя к администрации. Но это не официальный запрос, и администрация может на него не отвечать. Другое дело, если структура создана. У вас проходят собрания родительского совета, на которых вы обсуждаете конкретную тему, ведете протокол, конкретизируете вопросы, и избранный советом председатель ставит их перед администрацией. Это официальный запрос. В данном случае директор обязан реагировать на требования. Мы понимали, что пользуемся образовательными услугами, а значит, имеем право контролировать их качество. Кроме того, все мы, родители, имеем опыт работы с родительскими комитетами общеобразовательных школ, поэтому, работая над положением о Совете родителей, я постарался максимально применить опыт. Для меня отправной точкой стала защита прав детей. В этом смысле мы нашли взаимопонимание с администрацией школы.
А. Цодокова: Безусловно, родители имеют право контролировать учебный процесс и делали это и до учреждения совета. Например, мы всегда, если есть такая возможность, идем навстречу и при составлении расписания, и при распределении детей по преподавателям, и по многим другим вопросам. Нам важно, чтобы между учителем и учеником установились доверительные отношения, и всегда полагаемся на помощь родителей. Но надо помнить: у них есть не только права, а и обязанности. Ведь до совершеннолетия только родители или те, кто их замещает, несут ответственность за развитие, воспитание, нравственное и физическое здоровье детей.
– Как выглядит взаимодействие дирекции школы и Совета родителей на практике?
А. Цодокова: Наиболее ценным для нас является участие родителей в сохранении и развитии традиций школы. Самой яркой и долгой из них считается посвящение в прокофьевцы. Наша школа существует с 1937 года, посвящение чуть моложе, традиция прошла долгий путь и то угасала, то оживала вновь. Мы решили придать ей новый импульс, чтобы все поступившие в нашу школу с первого дня понимали, кто такой Сергей Сергеевич Прокофьев и почему наша школа носит его имя. Огромную помощь в этом нам оказал московский Музей-квартира С.С. Прокофьева в Камергерском переулке.
И. Филипенков: Родительский совет вместе с администрацией участвовал в процессе приема в прокофьевцы. Конечно, хотелось, чтобы мы могли финансово поддерживать подобные мероприятия, но механизм создания фонда, из которого мы могли бы брать деньги, пока находится на стадии обсуждения. Я по профессии юрист, у нас в совете есть еще активные люди с юридическим образованием. Уверен, что мы придумаем, как сделать так, чтобы Совет родителей мог оказывать школе более активную помощь.
А. Цодокова: Я не понимаю, о каких фондах говорит Игорь Николаевич. Наверное, это разговор завтрашнего дня, а сегодня для нас полезнее моральная поддержка родительского совета. Именно то, что делает Игорь Николаевич: приходит на родительские собрания, рассказывает о традициях нашей школы. Например, он создал интернет-ресурс (спутник официального школьного сайта), куда мы загружаем инструментальные партии для ученического симфонического оркестра. Родители и администрация школы этот шаг высоко оценили, потому что распечатка партий весьма затратна, а сейчас каждый может сделать это с домашнего компьютера.
…Делать выводы о пользе или вреде советов рано, ведь они пока не стали теми органами общественного самоуправления, о которых мечтали наши законодатели, когда вносили поправку в Федеральный закон «Об образовании в РФ». Однако первый опыт работы в рамках закона подтвердил правило: обучение ребенка музыке основано на неразрывной связи родителя с преподавателем. Они оба озабочены одной общей целью – воспитать творческую личность, которая будет способна приносить пользу обществу.
Поделиться: