4 и 5 ноября состоялся финал общероссийской акции, в которой Минкультуры России подводило итоги мегапроекта. За два дня прошли конференция по развитию художественного образования, церемония награждения лауреатов и концерт фестиваля победителей конкурса «Молодые дарования России», а на Новой сцене Большого театра состоялся заключительный гала-концерт с вручением наград победителям конкурса «Лучший преподаватель детской школы искусств».
Небольшая прелюдия к большой теме
С приветствиями к участникам конференции обратились Татьяна Титаренко, начальник отдела образования в сфере культуры и искусства Департамента науки и образования Министерства культуры РФ, и Галина Маяровская, ректор РАМ им. Гнесиных. Т.Титаренко акцентировала внимание на сложившейся в последние годы благоприятной и продолжающей позитивно развиваться законодательной ситуации, связанной со статусом ДШИ, а Г.Маяровская – на значимости и закономерной необходимости появления в социально-культурной сфере жизни общества такого явления, как конкурс «Молодые дарования России», и той инновационной роли, которую сегодня в системе детского музыкального образования играет Российская академия музыки. Со вступительным докладом, нацеливающим преподавателей и руководителей ДШИ на открывающиеся перспективы их деятельности в условиях модернизации системы детского художественного образования, выступила Ирина Домогацкая, генеральный директор Института развития образования в сфере культуры и искусства. Созданный в апреле 2012 года по решению ученого совета РАМ им. Гнесиных и при содействии Департамента науки и образования Министерства культуры РФ, он сразу же подключился к проекту «Молодые дарования России» и проведению конкурса «Лучший преподаватель детской школы искусств».
«Музыкальное образование и педагогика как государствообразующий фактор» – эту тему, раскрытую в историческом аспекте, избрал для своего фундаментального доклада Владимир Демидов, директор Академического музыкального колледжа при Московской консерватории. Затем слово взяла Валентина Лебедева, советник министра культуры Республики Хакасия, поведавшая о весьма удачном и даже уникальном опыте развития системы детских школ искусств в своем национальном регионе. Проблемам методического обеспечения процесса образования в учебных заведениях сферы культуры и искусства, призванного сохранить их общенациональный статус и сложившиеся традиции, был посвящен доклад Надежды Максимовой, референта Департамента науки и образования Министерства культуры РФ. И в заключение конференции выступила Алина Цодокова, директор Учебно-методического центра развития образования в сфере культуры и искусства города Москвы, которая затронула важные практические аспекты аттестации и повышения квалификации педагогов в системе детского дополнительного художественного образования.
Детская тема с вариациями
Конкурс «Молодые дарования России» имеет огромное значение для выявления и поддержки одаренных детей и творческой молодежи. Он призван обратить внимание общественности на необходимость сохранения и развития системы детских школ искусств, которые, безусловно, не только закладывают первичные основы музыкального и художественного образования, но и являются духовной базой и надежным оплотом в деле патриотического воспитания молодого поколения России. Этому аспекту сейчас уделяется пристальное внимание на всех федеральных уровнях, но еще не так давно картина была совсем ведь иная. В переходную эпоху от советских времен к временам нынешним, в эпоху, когда старые ценности были низвергнуты, а новые еще не сформулированы, некогда незыблемые приоритеты нравственно-патриотического воспитания детей и молодежи оказались неизбежно смещенными в сторону прагматичной бездуховности: девальвация этих приоритетов была тогда совершенно очевидна.
С начала 90-х годов в России процессы активизации образования подрастающего поколения в сфере музыки, искусства и художественного творчества начали медленно, но неуклонно набирать силу. Сама же идея общероссийского конкурса «Молодые дарования России» обрела реальную плоть примерно с конца 90-х годов, и, в отличие от первых проектов, конкурсы последних лет впечатляют своими масштабами. В нынешнем конкурсе приняли участие учащиеся ДШИ, средних и высших учебных заведений сферы культуры и искусства в возрасте от 12 до 25 лет по следующим специализациям: «Музыкальное искусство», «Хореографическое искусство», «Театральное искусство», «Цирковое искусство» и «Изобразительное искусство».
Официально опубликованный список лауреатов сформировался в ходе практически беспрецедентного отбора, охватившего все уголки страны: он насчитывает 220 человек! И если приезд лауреатов в Москву на торжественную церемонию награждения является делом вполне понятным и потенциально реализуемым, то на фестивале победителей, прошедшем на сцене Концертного зала РАМ им. Гнесиных, выступить всем лауреатам, по понятным причинам, оказывается нереальным! Число участников концертной программы фестиваля победителей конкурса «Молодые дарования России» было определено ровно в десять раз меньшим: при этом в творческих специализациях двадцати двух отобранных лауреатов наблюдалась очевидная художественная многоплановость.
В исполнительских специализациях были представлены флейта и виолончель, домра и скрипка, фортепиано и ксилофон, баян и аккордеон, гитара и хомыс (хакасский национальный инструмент), гобой и кларнет, джазовый вокал и фольклорное пение, цирковое искусство и даже опыт композиции.
Думается, что при фестивальном отборе учитывался как принцип максимального разнообразия специализации и репертуара, так и стремление к максимально широкой географии проживания участников, представленной на фестивале такими городами, как Чебоксары, Псков, Курск, Саратов, Смоленск, Буй (Костромская область), Елец, Свердловск, Улан-Удэ, Абакан, Киселевск (Кемеровская область), Орел, Казань, Иваново, Петрозаводск, Йошкар-Ола, Волгоград, Ульяновск, Самара, Новосибирск, Москва и Тула.
Взрослый финал-апофеоз
Во второй день, перед финальным мероприятием на Новой сцене Большого театра, в Академическом музыкальном колледже для учащихся и студентов – победителей конкурса «Молодые дарования России» в номинации «Музыкальное искусство» – прошла серия мастер-классов. Секретами профессии с начинающими музыкантами делились профессора Московской консерватории Ирина Осипова (фортепиано) и Ирина Бочкова (скрипка), профессора Российской академии музыки Фридрих Липс (баян) и Любовь Казарновская (сольное пение).
Для учащихся и студентов – победителей остальных номинаций была организована экскурсия в Музей изобразительных искусств им. Пушкина. Наряду с этим победители конкурса «Лучший преподаватель детской школы искусств» были приглашены на обзорную экскурсию по историческому зданию Большого театра. В этом конкурсе приняли участие преподаватели ДШИ и образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования для учащихся 1 – 9 классов по специальностям культуры и искусства. После экскурсии преподаватели-лауреаты отправились на Новую сцену Большого театра, где и состоялись главные события заключительного дня. Торжественную церемонию награждения победителей конкурса «Лучший преподаватель детской школы искусств» провел заместитель министра культуры РФ Григорий Ивлиев. С приветственным словом ко всем победителям – юным дарованиям и их преподавателям – обратился председатель комитета по образованию Государственной Думы Александр Дегтярев, а соответствующее послание сему высокому форуму от имени председателя комитета по культуре Государственной Думы Станислава Говорухина зачитала входящая в состав комитета Мария Максакова.
При открытии занавеса мы увидели на сцене людей, которые по роду своей деятельности обычно на нее не выходят, но от профессионализма, опыта и знаний которых напрямую зависит, кто выйдет на концертную или театральную сцену завтра, – от них зависит будущее российской музыкально-художественной культуры. Обнародованный список лауреатов насчитывает порядка шести десятков имен, и за каждым именем победителя стоят имена выпестованных ими учеников – целая плеяда тех, кому преподаватели дали путевку в жизнь в каком-либо из направлений художественной деятельности. Среди лауреатов конкурса «Лучший преподаватель детской школы искусств», несомненно, представлена и Москва. Это профессора и преподаватели Московской консерватории и Академического музыкального колледжа при консерватории, Российской академии музыки, Московской государственной академии хореографии, Московского государственного академического художественного института им. Сурикова. Но, конечно же, среди победителей – и армия преподавателей сферы культуры и искусства из регионов. В целом лауреатами мегапроекта стали представители 83 субъектов России.
Мегапроект «Одаренные дети – 2012» отчетливо показал, что в сфере потенциального приложения творческой активности молодого поколения различные виды музыкального искусства являются доминирующими. Сей факт особенно отраден, ведь ни для кого не секрет, что высокий уровень музыкальной культуры страны – это верный признак духовного здоровья нации. Так что будущее российской культуры находится в надежных руках – в руках тех, кого чествовали на Новой сцене Большого театра. И ежегодный конкурс «Лучший преподаватель детской школы искусств» как раз и призван стимулировать постоянное повышение качества художественного обучения детей: именно в этом видится залог дальнейшего поступательного развития принципов системы детского дополнительного образования в нашей стране.
Наибольший вклад в программу финального гала-концерта внес Академический музыкальный колледж при Московской консерватории. Это учебное заведение представляли солисты-инструменталисты и три сегодня весьма успешно функционирующих под его брендом коллектива: симфонический оркестр (художественный руководитель и дирижер – Анатолий Левин), хор (художественный руководитель и дирижер – Леонид Павлов) и ансамбль солистов «Премьера» (художественный руководитель и дирижер – Игорь Дронов). На одну сцену с ними выходили артисты балета и участники Молодежной оперной программы Большого театра, учащиеся Московской академии хореографии, а также учащиеся-лауреаты, представившие Центральную музыкальную школу при Московской консерватории и ряд региональных музыкальных учебных заведений. В их числе – Объединенная детская школа искусств № 3 города Братска Иркутской области, Уральский музыкальный колледж и Средняя специальная музыкальная школа при Казанской государственной консерватории им. Жиганова.
Особой изюминкой вечера стало участие в нем одной из ярчайших пианисток современности, солистки Московской государственной филармонии Екатерины Мечетиной. Сегодня в многогранной творческой и общественной деятельности этой исполнительницы несомненного уважения заслуживает тот факт, что она является и преподавателем Московской консерватории. Проекту «Одаренные дети – 2012» Екатерина Мечетина не только посвятила свое замечательное музыкальное приношение («Посвящение» Шумана – Листа), но и сказала много теплых слов в адрес преподавателей-лауреатов, причем сделала это так, что не возникло ни малейшего сомнения: ее слова действительно шли от самого сердца. Когда-то ведь и педагоги Екатерины – школьные и консерваторские – открыли для нее окно в удивительный мир музыки, научив азам и премудростям профессии. Екатерина Мечетина – одна из тех, кто связал свою жизнь с музыкой прочными узами, но, возможно, кто-то из нынешних победителей конкурса «Молодые дарования России» в будущем найдет себя на ином поприще. И все же можно не сомневаться, что любовь к музыке или иным видам художественного творчества они пронесут через всю свою жизнь. А это и есть то важное и, наверное, главное, ради чего и необходимо реализовывать подобные проекты и оказывать им всестороннюю поддержку на государственном уровне.
Поделиться: