Top.Mail.Ru
АРХИВ
29.01.2013
Оксана КОСЕНКО: «ДЕТЬМИ НУЖНО ВОСХИЩАТЬСЯ»

Прошедший год для саратовчанки Оксаны Косенко был годом победы в общероссийском конкурсе «Лучший преподаватель детской школы искусств», однако преподает О.А. Косенко не только в школе.

Заслуженный работник культуры РФ Оксана Андреевна Косенко является также преподавателем Саратовской государственной консерватории им. Л.Собинова. И все же она более всего известна как педагог, эффективно работающий с детьми дошкольного возраста в Центральной детской музыкальной школе Саратова, где ведет класс кларнета и возглавляет отделение духовых и ударных инструментов.

- Оксана Андреевна, почему вы занимаетесь с дошколятами - разве стоит начинать обучать игре на духовом инструменте таких маленьких детей?

- Раньше к нам в школу приходили ребята постарше, 9-10 лет, а теперь - пяти-шестилетние. Заниматься с ними трудно, потому что маленький ребенок еще не обладает тем необходимым набором качеств, которые помогают ему проходить обучение, осваивать материал, у него слабо развито образное мышление, он не умеет писать, читать, быстро утомляется. Но я для себя сделала вывод, что заниматься с такими детьми можно и нужно, причем подход к раннему обучению должен быть профессиональным, несмотря на то, что школа еще не дает профессионального уровня образования. Вот только обучать малышей следует очень осторожно.

- Что делать, чтобы поддерживать желание ребенка заниматься, ведь интерес к обучению у детей зачастую довольно быстро затухает?

- Вы правы. К нам поступает немало ребят, которые воодушевлены исполнительским искусством музыкантов-профессионалов и хотят достичь их уровня, хотят научиться поражать публику. У них у всех есть желание созидать, получать знания, но желание это, действительно, затухает в течение первых месяцев, и чтобы оно не пропало полностью, его нужно подкармливать. Детьми нужно восхищаться, чтобы они чувствовали, что делают что-то нужное.

На первом этапе моя задача - не «доводить» ученика всевозможными упражнениями, не делать из него виртуоза, а научить его любить школу и музыку. Важно уже на раннем этапе обучить ребенка выходить на публику. Конечно, не все дети становятся музыкантами. Искусство – вещество очень тонкое, не каждый может его «потянуть», даже самые талантливые ученики могут и не выбрать музыку своей профессией, но сценический опыт дает очень многое и для других сторон жизни, не связанных с искусством, он нужен всем.

В работе с маленькими детьми надо учитывать три важных фактора. Во-первых, подход должен быть щадящим. Ребенка нельзя перенасыщать материалом, особенно ненужным материалом. Во-вторых, работа должна быть эффективной, и чем быстрее ребенок схватывает новое, тем меньше вероятность, что он потеряет к обучению интерес (и его родители, как ни странно, тоже). В-третьих, ребенок должен чувствовать необходимость и полезность своего труда и все делать с радостью: ходить в школу, выступать на сцене перед публикой, которая одаривает его за его талант аплодисментами и счастливыми лицами. Повторю: чем раньше ребенок выйдет на сцену, тем лучше. Этот процесс очень полезен: нужно уметь выступать публично, публично выражать свои мысли - это очень ценится обществом. И еще: детям обязательно нужно участвовать в конкурсах. Это ведь не только повод себя показать, но и соперничество, которое стимулирует рост.

Дети должны разносторонне развиваться. У меня есть ученики, которые параллельно занимаются в художественных школах. Я стараюсь привлечь их таланты в помощь нашей музыкальной деятельности. Мы иногда ставим спектакли, и они сами рисуют декорации. На прошедшем конкурсе «Виват, таланты!» мы демонстрировали их достижения в изобразительном искусстве, в частности в лепке. Мы устраиваем капустники, на которых они и поют, и танцуют, и, конечно, вовлекаются в исполнительскую работу, иногда играя что-то на своем инструменте. Я стараюсь делать все, чтобы таланты учеников - не только музыкальные - развивались. Не все мои воспитанники становятся музыкантами, сегодня среди моих выпускников есть и физики, и математики, но они до сих пор благодарят нашу школу за то, что здесь их многому научили - в том числе основам ораторского мастерства, умению общаться с публикой, даже носить костюм.

- Расскажите о вашем авторском пособии «Музыкальный букварь», которое, как мы знаем, было отмечено на одном из конкурсов. Почему вы решили его написать - разве нет подобной литературы?

- С маленькими детьми я работаю 12 лет из 36-летнего педагогического стажа и уже давно осознала необходимость создания для них удобного учебника. Первым для дошкольников пробовал писать Иван Пушечников - авторитетнейший педагог, профессор РАМ им. Гнесиных. Он создал целую школу-пособие, но раздел для самых маленьких занимает у него всего несколько страниц, а мы обучаем этих детишек по 2-3 года: нехватка материала налицо. Продолжил наработки Пушечникова Иван Федорович Оленчик - он также профессор РАМ им. Гнесиных, и у него тоже есть несколько методических пособий для юных музыкантов.

Я отталкивалась от опыта этих двух педагогов, когда писала свое пособие «Музыкальный букварь». Кстати, самая приметная его черта – красочность, что особенно нравится ребятам. Но этот букварь оценили не только дети: в 2006 году он был удостоен звания лауреата на конкурсе методических работ в Саратове. В свое время методический кабинет ходатайствовал о его печати, но сделать этого так и не смогли. И тогда мы решили тиражировать «Музыкальный букварь» с помощью принтера и отправлять в разные города по области. На сегодняшний день мое пособие уже в чем-то устарело, ведь методики варьируются. Поэтому сейчас я заканчиваю его новый вариант - оно будет более обширным и подробным. Я учла некоторые недостатки, которые выявились в педагогической деятельности во время использования учебника, и постаралась их устранить. В обновленном пособии будет порядка 600 страниц (в отличие от стостраничного первого варианта), я внесла в него много ансамблевого материала, который мы в школе активно используем. В частности, во время минувших праздников мои ребята играли переложения нескольких рождественских колядок из «Музыкального букваря». Материал учебника можно использовать и на конкурсах, и на домашних концертах, это очень удобно. Он полезен, но нетруден и быстро выучивается, что, конечно, привлекательно для детей. Среди моих воспитанников, обучающихся по этой методике, много лауреатов различных конкурсов.

- Кстати, как часто ваши ученики участвуют в конкурсах и какие из них вы предпочитаете?

- Мы посещаем почти все конкурсы, на которые можем поехать благодаря поддержке министерства или за свой счет. На 2008 год в моем классе было 183 диплома только международных конкурсов, а потом я уже просто перестала считать. Некоторые дети каждый год выступают на трех-четырех конкурсах, привозят по несколько побед в разных номинациях. Самым удачным – благосклонным к нам – явился конкурс «Балтийское созвездие», который проходит в разных городах: Санкт-Петербурге, Сочи, Саратове, Москве и Архангельске. Мы регулярно приезжаем на конкурс «Серебряный звон» в Ужгороде - там всегда собирается авторитетная международная комиссия. Нравится ребятам конкурс в Симферополе «Синяя птица», мы регулярные участники «Сибирских музыкальных ассамблей» в Новосибирске, конкурса «Уральские фанфары» в Магнитогорске, в этом году готовимся ехать в Москву на конкурс им. Блажевича «Серебряные трубы». И, конечно, местные конкурсы не обходим стороной - для нас большая честь выступать там, где мы родились и учимся.

Конкурсы питают детей, помогают им профессионально расти и процветать.

- Что для вас самое интересное в работе педагога?

- Встреча с учениками. Мне нравится видеть в них жажду жизни, желание удивлять. Я очень люблю детей, которые учатся в школе, я радуюсь детям, которые только приходят в школу, надеясь многому научиться. Это приятное чувство. Дети вызывают и большое уважение, ведь они полны стремлений, чего многим взрослым не хватает. Мой школьный класс - 25 человек. И к каждому на урок я иду с радостью. С детьми работать – одно удовольствие!..

- Какие педагогические навыки вы переняли у своих педагогов и теперь, может быть, передаете своим студентам, проходящих у вас педпрактику?

- Мне довелось пройти хорошую школу. Я до сих пор помню каждое слово своего первого педагога, равняюсь на него, я переняла у него методическую основу занятий. В училище у меня была бурная концертная деятельность, даже с выездами за границу (еще в 70-х годах я посетила Болгарию и Польшу): концерты всегда доставляли мне удовольствие, и вот эту радость выхода на публику, которую я хорошо знаю со времен студенчества, мне тоже хочется разделить с детьми.

Студенты по окончании консерватории встают перед выбором, куда идти, где работать, они наблюдают за своими педагогами, что часто служит им ориентиром. Я стараюсь привить им уверенность в себе, учить их так, чтобы они достигли высот исполнительского искусства, и от души желаю им всем успеха.

- Используете ли вы в своей педагогической деятельности неакадемические композиции? Ведь кларнет – инструмент разносторонний, известность приобрели многие джазовые кларнетисты.

- Джазовые композиции я периодически использую в музыкальных вечерах для родителей, но на конкурсы, например, не выставляю, так как я получила классическое образование, я за него отвечаю, а джазу специально не училась. К джазу и некоторой эстрадной музыке у меня, я бы сказала, созерцательное отношение. Его очень любят и многие дети, и родители, мы можем показать какие-то произведения на школьном концерте - как десерт. Вообще, мы стараемся держать публику в напряжении, давать разностороннюю программу, чтобы было интересней, и потому джазом активно пользуемся. У нас в школе создан эстрадный ансамбль, в котором дети обучаются первым навыкам джазовой импровизации, и он пользуется большой популярностью у публики. Это здорово!

- В большинстве своем дети хотят стать солистами, но ведь оркестранты тоже нужны (если даже не нужнее у нас сегодня). Как вы подходите к этому деликатному вопросу?

- Возможно, все хотят быть первыми и лучшими, но не все могут. Преподаватели обычно понимают, чего можно ждать от ученика, раньше, чем он сам поймет, на что способен. Но мы, разумеется, не афишируем, из кого готовим, а из кого не готовим солистов. Мы не должны убивать надежду. Придет время, и музыкант сам поймет, кем именно ему быть, - солистом, ансамблистом или артистом оркестра. Все встает на круги своя.

- Оксана Андреевна, скажите напоследок, чем вам особенно запомнился прошедший год?

- Конечно, подготовкой и празднованием 100-летия Саратовской консерватории, выпускницей которой я являюсь, и 95-летия нашей ЦДМШ.

С надеждой и радостью я встретила Новый год - хотелось бы, чтобы всем нам он принес новые победы и раскрыл новые прекрасные перспективы. Поздравляю с наступившим 2013-м годом всех преподавателей и работников культуры!

Поделиться:

Наверх