Бессменный художественный руководитель и главный дирижер с момента основания Московского камерного хора Владимир Минин 27 апреля уступил бразды правления Тимофею Гольбергу. По словам В. Минина, исполнение хоровой симфонии-действа В. Гаврилина «Перезвоны» должно было стать для его молодого коллеги экзаменом на звание дирижера коллектива. От лица слушателей скажу: экзамен Т. Гольберг сдал на отлично с плюсом! Под его уверенно-точными жестами масштабная звуковая фреска, созданная для Московского камерного и посвященная его основателю, прозвучала, как величественное музыкальное полотно тончайшей выделки. Стройные переливы хоровых звучностей отсылали к глубинам русской соборности и к фольклорным основаниям русского коллективного пения, хотя, как известно, прямых народных цитат в этом произведении нет.
Почти полуторачасовые «Перезвоны» для солистов, смешанного хора, гобоя соло, группы ударных и чтеца образовали финал-апофеоз концерта, а открывал его другой шедевр – поэма Г. Свиридова для голоса и фортепиано на слова С. Есенина «Отчалившая Русь». Соединение этих двух сочинений в одной программе естественно уже хотя бы потому, что Свиридов весьма восторженно отзывался о гаврилинских «Перезвонах»: «Это – подлинно. Это написано кровью сердца. Живая, современная музыка глубоко народного склада и – самое главное – современного мироощущения, рожденного здесь, на наших просторах». Но и «Отчалившая Русь», вобравшая в себя философию романтики и боли есенинской души, тоже рождена «на наших просторах» и в своей сакральной русскости также предстает звучащим памятником народной душе.
Премьера «Перезвонов» с подзаголовком «По прочтении Василия Шукшина» состоялась в 1984 году в Ленинградской филармонии. На их замысел повлияли два шукшинских сочинения – роман о Степане Разине «Я пришел дать вам волю» и сатирическая повесть-сказка «До третьих петухов». Тексты – и народные, и сочиненные композитором в соавторстве с поэтессой Альбиной Шульгиной. Кроме них включен фрагмент из литературного памятника XII века «Поучение Владимира Мономаха» (в философско-возвышенную часть «Молитва»). В итоге «Перезвоны» – философская притча о благородном разбойнике: она начинается на пороге смерти героя и заканчивается его последним часом.
По замыслу Гаврилина, это произведение отражает душевную и духовную жизнь народа на примере одного человека: тернистую дорогу, ведущую от его рождения через детство, юность и зрелость к закату жизни. Поколение за поколением идут по ней люди, так что образы дороги, как реки жизни, здесь главные. Вокальные части чередуются с контрастными инструментальными наигрышами под общим названием «Дудочка» как лейтмотивами размышлений и памяти. Эту драматургически важную партию блестяще проводит гобоист Эдуард Хохлачев, а фон в группе ударных держат Александр Самойлов, Андрей Никитин и Игорь Крапенков. Кроме сольных партий сопрано, исполняемых артистками хора, и ассоциирующегося с детскими грезами главного героя дисканта Юрий Барнов), предусмотрено соло лирического тенора: портрет благородного разбойника изумительно выпукло оживает в интерпретации Егора Момота. Эпические штрихи, словно взывая к «патетике вечности», в партии чтеца вносит Владимир Левашев.
Вокальный цикл – или, по определению автора, «Поэма в двенадцати песнях» – «Отчалившая Русь» Свиридова, как известно, написана на стихи Есенина разных лет. В 1983 году премьеру второй редакции сочинения (версии для меццо-сопрано) в Большом зале Московской консерватории представили Елена Образцова и автор. Та же редакция прозвучала и сейчас. Роскошную палитру лирико-романтических и сакрально-трагических красок, составив прекрасный ансамбль, цельно и драматически акцентированно, с тонкой игрой оттенков и контрастов донесли знаменитая солистка Мариинского театра Ольга Бородина и концертмейстер Василий Попов.
Для концерта хорового абонемента свиридовское отделение – эксклюзивная камерная вставка, а участие О. Бородиной – эксклюзив вдвойне. На подлинную глубину и масштаб постижения такого психологически многопланового материала способен лишь исключительно русский художник-интерпретатор, и нынешнее исполнение убедило в этом безоговорочно! В своем собственном «музыкальном путешествии» певица вдумчиво и обстоятельно увлекала то пейзажной лирикой, то философской символикой, то погружала в атмосферу вселенских катаклизмов, то обнадеживала гимническим светом в торжественной колокольности патетического финала.
На снимках: О. Бородина и Т. Гольберг
Поделиться: