ГИМН ВЕРЫ
Порою сама жизнь вторгается в судьбу произведений, оставляя незаживающие шрамы на изначально гладком полотне авторского замысла, и углубляет или совершенно меняет их смысл раз и навсегда. Так случилось с детской оперой «Брундибар» («Шмель») чешского композитора Ганса Красы на либретто Адольфа Хоффмайстера. Сказка с вечным сюжетом о столкновении добра и зла создавалась для пражского фестиваля (1938). По сюжету сестра и брат Анинка и Пепичек, оставшиеся без отца, не могут добыть молока для больной матери, поскольку у них нет денег. Ребята решаются спеть на улице, но их прогоняет злой шарманщик Брундибар. В образах говорящих зверей вполне узнаваемы персоналии предвоенной Европы, и счастливый конец детской истории получает совсем иное продолжение в страшных декорациях Второй мировой войны. Фестиваль, для которого создавалась эта небольшая опера, так и не состоялся, но спустя четыре года она все же увидела свет… в еврейском приюте в Праге. Воспитанники разучили вокальные партии, заменив оркестр тремя инструментами.
А после началась самая трагическая и одновременно потрясающая по силе – живая история оперы. Руководитель пражской постановки Руди Фройденфельд провез клавир в город-гетто, где к тому моменту уже находился Ганс Краса. Терезиенштадт – страшная по своему цинизму страница холокоста, место изощренно чудовищной мистификации, которое в нужные моменты превращалось в образчик «гуманных» методов нацистского режима. Именно здесь снимали пропагандистский фильм «Фюрер дарит евреям город». В Терезине культивировалось подобие обычного существования цвета нации – ученых, политиков, литераторов, музыкантов, художников, спортсменов с целью демонстрации международным комиссиям. Однако за фасадом «эталонного» концлагеря таилась все та же «утилизация человеческого материала».
С сентября 1943 года по ноябрь 1944-го опера прошла на сцене Терезина 55 раз: это был глоток воздуха среди кромешного тюремного смрада, и слова финальной песни победы звучали как гимн веры в то, что зло обязательно будет повержено... когда-нибудь. После заключительного представления «Брундибара», снятого на кинопленку, из 12500 детей-зрителей выжило около тысячи, а из основных исполнителей – лишь двое. Не выжил и 25-летний заключенный Гануш Гахенбург, которому принадлежат строки:
Кто я такой? Какого я племени-роду? К какому я принадлежу народу? Кто я – блуждающий в мире ребенок? Что есть отечество – гетто, застенок? Или прелестный маленький певчий край – Вольная Чехия, бывший рай? |
МАЛЕНЬКОЕ ЧУДО
В России опера впервые была показана в 2009 году Детской студией Санкт-Петербургского музыкального театра «Зазеркалье» (вокальные номера на английском языке, разговорные диалоги на русском). На английском же языке спустя три года ее представила интернациональная команда – детские хоры из Израиля и Чехии и артисты оркестра Мариинского театра. Несмотря на примеры в нашей стране, «Брундибар» не включен ни в один постоянный репертуар.
История постановки оперы в Волгограде не совсем обычна. 31 октября прошлого года здесь широко отмечалось 70-летие начала международного движения городов-побратимов. Перед прибывшей на торжества делегацией выступил Волгоградский детский симфонический оркестр и настолько впечатлил члена Европарламента Иржи Машталку, что тот предложил идею исполнения оперы «Брундибар». В этом-то и заключена изюминка постановки: ее исполняют дети не только на сцене, но и в оркестре, чего в мире еще не было. По замыслу Г. Красы партия оркестра предназначалась для взрослых музыкантов и не имеет «возрастной адаптации». Дирижер оркестра Юрий Ильинов воспользовался самой полной инструментальной версией, правообладателем которой является английское издательство Boosey and Hawkes. Для Волгоградского детского симфонического оркестра, имеющего в репертуаре более полусотни произведений (от Гайдна, Шуберта и Чайковского до сочинений, подаренных современными авторами), «Брундибар» стал первым опытом работы в оперном жанре.
К работе с энтузиазмом подключились еще несколько волгоградских коллективов: детский музыкальный театр «Сады Си-ми-ре-ми-до» ДШИ № 5 (руководитель кандидат искусствоведения Е. Пермякова), ансамбль перкуссионных инструментов «Маленькая страна», где занимаются ребята с ограниченными возможностями (руководитель О. Сафонова), и вокальная группа «Гвура» школы «Ор Авнер», возглавляемая куратором и научным консультантом постановки Г. Миндлиной.
Премьерные показы состоялись 3 и 10 мая на сценах музыкального театра и театра «Царицынская опера». Комитеты культуры города и области посодействовали в привлечении профессиональных участников постановочной группы. Оформить права на исполнение и перевод текста помог Фонд поддержки юных талантов Art-Kids, и он же обеспечил изготовление костюмов и декораций. Художники музыкального театра И. Елистратова и А. Михальчев придумали лаконичный, но очень выразительный образ, воспользовавшись стилизованными фрагментами рисунков детей Терезиенштадта. Перевод текста на русский язык выполнила Н. Леонтьева; по условию договора с чешской стороной он максимально бережно приближен к бесхитростному оригиналу. Режиссером стал москвич Мстислав Пентковский.
Уже после первых показов стало ясно, что «Брундибар» в Волгограде – маленькое чудо: на одном только горячем энтузиазме постановка состоялась, несмотря на отсутствие средств, короткие сроки, непривычность материала и крайнюю юность артистов. Знаковым стало и то, что первая русскоязычная постановка состоялась в бывшем Сталинграде. Теперь у творческого коллектива есть еще одна реальная цель – показать оперу в Чехии и побывать в тех самых местах, где придуманная сказка стала пронзительной притчей.
МУЗЫКА ПРОТИВ ВОЙНЫ
Вечером 7 мая на центральной площади города состоялся совместный концерт волгоградского и оснабрюкского оркестров. Два года назад эти музыканты объединились по собственной инициативе во имя идеалов мира и согласия: мероприятие было посвящено 70-летию Сталинградской битвы. Интернациональный оркестр дал несколько концертов для российской и немецкой публики, и по реакции слушателей стало ясно, что проект требует продолжения. В этом году фестиваль открылся в конце марта серией концертов в Оснабрюке, а затем продолжился в Москве (5 мая) и Волгограде (7 мая).
Главным инициатором проекта выступил немецкий скрипач Кристиан Хайнеке, который несколько лет назад привез в Россию документы о погибших в немецком плену семидесяти советских солдатах. «Мой дед воевал, мой отец застал самый конец войны. Мы много о ней говорили. И еще в школе я сказал себе, что должен посетить три места, которые связаны с той войной: Освенцим в Польше, Хиросима в Японии и Сталинград в России», – рассказывает Хайнеке. Оснабрюк с гордостью носит в Европе титул «Города мира». Именно здесь и в расположенном неподалеку Мюнстере был в 1648 году заключен исторический Вестфальский мир, положивший конец опустошительной Тридцатилетней войне.
Музыканты представили совместную интерпретацию двух произведений: авангардной пьесы Reverance («Благоговение») современного немецкого композитора Йенса Йонеляйта и хрестоматийной Седьмой «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича, ставшей музыкальным монументом катастрофы минувшего века. В письменном обращении к публике Йонеляйт сообщил, что собирался не просто написать очередное произведение о войне, а создать нечто стоящее, наравне с симфонией Шостаковича. «Когда в середине 2013 года в Оснабрюкском симфоническом оркестре меня спросили, смог бы я сочинить новое сочинение, посвященное 70-летию окончания Второй мировой войны, как немец, родившийся в 1968 году, я сразу же с радостью согласился», – вспоминает композитор.
Седьмая симфония Шостаковича исполнялась в полной авторской версии. Благодаря масштабному составу оркестра (140 исполнителей) музыканты смогли передать величие сочинения, ведь, несмотря на хрестоматийность текста, восприятие симфонии для каждого участника окрашено глубоким личным чувством.
ВОЗДУХ ПОБЕДЫ
Высокий уровень фестиваля обеспечила поддержка Министерства культуры РФ, Министерства иностранных дел ФРГ, Посольства ФРГ в Москве, губернатора Волгоградской области. Почетными гостями стали министр иностранных дел России Сергей Лавров и министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер.
Формат совместного концерта можно назвать экспериментальным. Серьезная академическая музыка прозвучала на огромной сцене, с очень выразительной декорацией, выстроенной специально к торжеству на площади Павших Борцов. Несколько тысяч зрителей в партере и на трибунах, затаив дыхание, внимали музыке и кадрам военной хроники. На почетных местах, конечно же, ветераны: участники войны, труженики тыла, дети Сталинграда. Сводный оркестр выступил под управлением двух дирижеров: исполнением Reverance руководил молодой дирижер Оснабрюкского оркестра Андреас Хотц, «Ленинградской симфонии» – маэстро из Санкт-Петербурга Александр Поляничко. Вдохновенное мастерство и искренность Хотца заставили публику с большим интересом воспринять совершенно непривычную стилистику авангардной партитуры Йонелайта. Любимец и земляк волгоградской публики, Поляничко восхитительно провел свой громадный оркестр сквозь бури и рифы симфонии Шостаковича, выстроив пространство, колоссальное по мощи и глубине, и наполнив его истинно русской сердечностью.
Для каждого исполнителя, будь то артист «Брундибара» или музыкант сводного оркестра, события войны являются личной историей, затронувшей близких родственников. И уникальность проектов в том, что на сцене собрались потомки людей, воевавших по разные линии фронта – собрались затем, чтобы сделать что-то во имя мира на Земле.
Поделиться: