Музыкальная культура балканских стран известна у нас гораздо менее, нежели стран Западной или Центральной Европы: объективно вклад народов региона в мировую музыкальную сокровищницу значительно скромнее, чем вклад немцев, французов, итальянцев или чехов, однако и здесь есть настоящие жемчужины, пройти мимо которых невозможно. Одна из них – творчество сербского классика, мастера хоровых сюит Стевана Мокраняца, в чьих произведениях переплавлены мотивы всех народов бывшей Югославии. Несмотря на распад большой страны два десятилетия назад, от Словении на севере до Македонии на юге по-прежнему с удовольствием исполняют музыку сербского композитора.
В его родном городе Неготине на востоке Сербии в сентябре уже в 50-й раз прошел конкурс-фестиваль «Дни Мокраняца», который является главной культурной достопримечательностью всего региона. Помимо Неготина мероприятия проводятся и в других городках, таких как Кладово, Болевац, Заечар и другие. «Дни Мокраняца» пользуются любовью местных жителей, большой поддержкой со стороны государства и Сербской православной церкви – этого праздника здесь очень ждут, к нему серьезно готовятся и стараются провести на самом высоком уровне.
В этом году внимание к фестивалю было особым – его юбилей совпал с еще более важной датой, 150-летием со дня рождения Стевана Мокраняца. Главная идея состояла в том, чтобы пригласить к участию коллективы из тех стран и городов, в которых на рубеже XIX – XX веков Мокраняц гастролировал с основанным им хором Первого белградского певческого общества, снискав большой успех у публики. Певческие коллективы из этих мест отдали дань уважения патриарху хоровой музыки, исполняя помимо своего традиционного репертуара сочинения Мокраняца, в частности его знаменитые «Руковеты» («Венки») – хоровые сюиты, основанные на фольклоре южных славян (второй был обязательным произведением конкурсной программы, а шестой исполнялся всеми участниками фестиваля в составе сводного хора на открытии).
Участниками конкурса стали шесть интересных хоровых коллективов из Болгарии, Греции, России, Румынии, Сербии и Турции: бухарестский хор Sound во главе с Войку Попеску, стамбульский хор «Назым Хикмет», возглавляемый Эрдемом Нусретом Каракашем, московский хор Марины Алексеевой «Элегия», хор Сербского церковного общества из города Панчево с хормейстером Верой Цариной, хор «Каламариа» из греческих Салоник под управлением Костиса Папазоглу и софийский хор «Ангел Манолов», руководимый Дареной Поповой. Жюри конкурса составили три выдающихся сербских музыканта: дирижеры Владимир Краньчевич и Боян Суджич, а также музыковед Даринка Матич-Марович.
Все приглашенные коллективы – любительские. В этом был сознательный выбор организаторов, памятующих об идеях всеобщего музыкального просвещения, за которые всегда ратовал Мокраняц. Однако исполнительский уровень оказался весьма высок, репертуар интересен и разнообразен, и каждый коллектив, безусловно, имеет свое неповторимое лицо и творческий почерк. Перед жюри стояла непростая задача: казалось бы, число конкурентов ограниченно, стало быть, и решение о призовых местах принять легче, на практике же все оказалось далеко не так. Даринка Матич-Марович, выступавшая от лица жюри на вручении призов, сказала, что дискуссии были жаркими, продолжительными и непростыми, поскольку отдать кому-то предпочтение было затруднительно – каждый из участников интересен по-своему. В результате в качестве основного критерия жюри определило сложность исполняемой программы и присудило первое место болгарскому коллективу, второе – российскому и третье – румынскому.
Софийский коллектив отличает яркая театральность исполнения, особый кураж в подаче болгарского фольклора и экспрессивность пения, сочетающиеся с виртуозным владением сложным гармоническим языком авторских обработок народных песен. Московский хор – коллектив совсем иного плана: у него академическое начало с его стремлением к стройности, сбалансированности звучания, вдумчивостью и тонкой нюансировкой рождает сдержанный, интеллектуальный стиль исполнения. Бухарестский коллектив, прежде всего, притягателен красотой голосов, естественностью звуковедения, чистотой интонации и воодушевленностью пения, в котором чувствуется большой энтузиазм артистов. (Пению румын я бы отдал предпочтение перед болгарами, поменяв местами их лауреатство.)
После конкурса хоры-участники совершили гастрольные туры по городам Сербии, а в самом Неготине фестивальную программу продолжили профессиональные сербские коллективы: Белградский филармонический оркестр, камерный хор «Лабиринт», струнный квартет Ripieno, Белградский арфовый квартет, молодежный хор «Ювентус», оркестр и хор Сербского радио и телевидения и пр., исполнявшие наряду с произведениями Мокраняца сочинения и других авторов бывшей Югославии, а также мировую классику.
На фото Хор Сербского церковного общества из города Панчево
Поделиться: