Top.Mail.Ru
АРХИВ
28.04.2015
ДУХОВИКИ ЗНАЮТ СВОЮ ИСТОРИЮ
Государственное училище духового искусства в нынешнем году празднует четвертьвековой юбилей. Это учебное заведение пользуется авторитетом среди исполнителей на духовых инструментах и этим летом снова открывает двери для абитуриентов.

С 21 апреля по 23 мая в честь 70-летия Победы Государственное училище духового искусства проводит историко-музыкальный проект «Чтобы помнили…», посвященный памяти Государственного духового оркестра Союза ССР и всех музыкантов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.

В 1941 году Государственный духовой оркестр Союза ССР в составе 6-й дивизии народного ополчения Дзержинского района выступил на защиту Москвы, в ходе которой почти все музыканты оркестра пропали без вести под Вязьмой. Имена этих музыкантов, как и судьба самого оркестра, оказались практически стерты из отечественной истории 20-го века. Главные цели проекта – восполнение белых пятен в истории Великой Отечественной войны и истории духового исполнительского искусства, консолидация исторических сведений о пропавших под Вязьмой музыкантов Государственного духового оркестра Союза ССР; привлечение к поискам документальных сведений музыковедов, историков, журналистов, потомков погибших музыкантов, патриотическое воспитание молодого поколения.

Программа проекта «Чтобы помнили…» включает в себя фестивальную программу и музыкально-исторический форум.

В фестивальную программу войдут концерты учащихся и оркестров Государственного училища духового искусства и Московской городской детской музыкальной школы имени В.М.Блажевича для ветеранов войны на различных площадках Москвы (Поклонная гора, концертные залы Российской академии музыки им. Гнесиных, Государственного училища духового искусства, Центра культуры и искусства «Меридиан» и других).

В целях сохранения исторической памяти о героических подвигах музыкантов, павших в боях за Родину, и привлечения внимания профессионального сообщества к судьбе Госдуха Союза ССР, погибшего осенью 1941 года, в рамках проекта состоится Открытый музыкально-исторический форум «Отзвуки войны». В программу форума войдут научно-практическая конференция и круглый стол на тему «В поисках забытого оркестра», открытые лекции и показы документальных фильмов об истории народного ополчения, судьбах творческой интеллигенции в годы войны, о жизни известных военных дирижеров и композиторов.

Кульминацией форума станет выездная патриотическая акция «Вахта памяти» в городе Вязьма (Смоленская область), участие в которой примут музыканты, педагоги, исследователи, историки, участники поисковых отрядов, журналисты и юные музыканты-духовики.

Также в рамках проекта состоятся детский и юношеский конкурсы сольного и ансамблевого исполнительства на духовых и ударных инструментах, посвященные 70-летию Победы, цель которых – формирование у молодого поколения музыкантов чувства сопричастности к истории отечества и популяризация духового исполнительства.

Валерий Халилов (начальник Военно-оркестровой службы Вооруженных сил РФ, главный военный дирижер, народный артист России, генерал-лейтенант): «Я считаю, что Государственное училище духового искусства – это лидирующее учебное заведение в подготовке специалистов для духовых оркестров. Аналогичного профессионального образовательного учреждения в России нет. Я поддерживаю ту работу, которую проводят студенты и преподаватели училища по популяризации духовой музыки, истории исполнительства на духовых инструментах, по изучению музыкальной культуры военных лет».

Виктор Баташов (заслуженный артист РСФСР, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского): «Государственное училище духового искусства – единственное в своем роде учебное заведение. К обучению игре на некоторых духовых инструментах, таких, как туба или тот же тромбон, приступают не раньше 12 лет. В этом возрасте не берут уже ни в какую музыкальную школу, а в училище духового искусства – берут. И учат так, что выпускники училища потом поступают и в Российскую академию музыки, и в Московскую консерваторию, работают в лучших российских и даже зарубежных оркестрах. Во многих театрах сейчас есть бывшие питомцы этого училища. Вот в чем ценность ГУДИ. К работе в училище привлечены высокопрофессиональные педагоги. Быть трубачом или тромбонистом – это оркестровая профессия, а между тем зачастую в музыкальных школах обучают этой профессии люди, не работавшие ни в оркестрах, ни в театрах. В ГУДИ же преподают артисты Большого театра, Госоркестра, профессора Московской консерватории и Российской академии музыки им. Гнесиных.

Я горячо поддерживаю идею изучения истории исполнительской культуры, традиций, судеб музыкантов-духовиков во время войны. Тем более накануне такого знаменательного события, как 70-летие Победы».

Рафаэль Багдасарян (народный артист России, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского): «Я постоянно общаюсь с преподавателями и учащимися Государственного училища духового искусства. Считаю, что заслуга этого учебного заведения в том, что оно подняло престиж этой исполнительской специальности. Подготовка выпускников училища вызывает уважение. И речь не только о специальности, но и о музыкально-теоретических дисциплинах, об общей культуре, о хороших знаниях традиций отечественной исполнительской школы. Я от всей души поддерживаю их акции по изучению и популяризации духовой музыки, военной истории. Они чтят память музыкантов Государственного духового оркестра Союза ССР, погибших в первые дни войны под Вязьмой, при обороне Москвы».

Вячеслав Прокопов (заслуженный артист РФ, заведующий отделом медных и ударных инструментов РАМ им. Гнесиных, президент Российской гильдии трубачей, профессор): «Я мыслю Государственное училище духового искусства как ЦМШ для духовиков, как школу для одаренных детей – исполнителей на духовых и ударных инструментах. Вся наша работа здесь направлена на то, чтобы выпускать лучших исполнителей, профессионалов в своем деле. А воспитание профессионала невозможно без изучения богатых культурных и исторических традиций нашей отечественной инструментальной культуры. Меня учили и делились со мной опытом выдающиеся музыканты – арфистка Вера Дулова, виолончелист Федор Лузанов, трубач Тимофей Докшицер, валторнист Александр Рябинин… И этот колоссальный опыт, который я перенял у них, теперь доступен моим студентам в ГУДИ. Главное, на мой взгляд, – это возможность учиться у потрясающих педагогов, перенимать их опыт, знания, традиции. Преподаватели, которые здесь собраны, все фанаты своего дела. Я бы хотел, чтобы во всех уголках России знали, что есть в Москве такое уникальное учебное заведение, в котором учатся талантливые ребята.

Мне очень импонирует, что педагоги и студенты Государственного училища духового искусства столь бережно относятся к памяти о музыкантах времен войны. Тогда люди только что пришли с фронта и сразу начали учиться музыке. Из многих вышли великолепные музыканты. Люди тогда были просто одержимые! Они понимали, что музыкой нужно заниматься много и упорно. Тогда несколько другой народ был, другая общность. Со мной в Большом театре работал капитан Советской армии, трубач Балахонов, до войны игравший в оркестре театра. Рассказывал, как мобилизовался, воевал и дошел до Берлина. Когда вернулся из армии, какое-то время вообще не брал трубу в руки. Потом пришел в Большой театр и говорит: хочу играть у вас снова. А на прослушивании оказалось, что некоторые ноты ему даются с трудом. И он начал заниматься, несколько месяцев трудился до пота. Он учился у знаменитого педагога-трубача М.И. Табакова, недосыпал, недоедал. Но восстановился и все-таки поступил в оркестр Большого театра, стал вторым трубачом. Придя в 1946 году, он проработал в оркестре 30 лет. И это не единичный случай, таких было много! Патриотическая акция ГУДИ говорит о серьезном отношении и к истории исполнительства, и к истории культуры, и, разумеется, к истории нашей страны».

АФИША ПРОЕКТА

21 апреля. Москва. Концертный зал ГУДИ.

«Творческая интеллигенция в годы Великой Отечественной войны. Опыт историко-поискового исследования». Открытая лекция историка С.П.Татаркина и показ документального фильма «Мы остались под Вязьмой. По следам погибшей дивизии…» 15:00. Вход свободный.

27 апреля. Вязьма (Смоленская обл.) Дворец культуры «Центральный».

Концерт-открытие фестивальной программы. Концертный духовой оркестр ГУДИ. 13:00. Вход свободный.

Музыкально-патриотическая акция «Вахта памяти». Возложение цветов к мемориалам «Дулаг-184» и «Поле памяти», музыкальное приношение.

27 апреля. Москва. Малый зал Центра культуры и искусства «Меридиан».

«Весна победная». Концерт учащихся и студентов ГУДИ для ветеранов Великой Отечественной войны. 16:00. Вход свободный.

30 апреля. Москва. Концертный зал ГУДИ. Научно-практическая конференция и круглый стол на тему «В поисках забытого оркестра». Участники конференции, спикеры – исследователи, исполнители, педагоги, историки, журналисты, руководители поисковых отрядов, потомки музыкантов Госдуха Союза ССР. 14:00. Вход свободный.

23 мая. Москва. Концертный зал Российской академии музыки им. Гнесиных. «Мы помним!» Концерт-закрытие проекта. Концертный духовой оркестр ГУДИ, Младший духовой оркестр ГУДИ. 19:00. Вход по приглашениям.

Подробная информация обо всех событиях историко-музыкального проекта «Чтобы помнили…» на официальном сайте http://чтобыпомнили.рф.

Роман Лаптев, Екатерина Лозбенёва, Ирина Шишкина

Поделиться:

Наверх