Top.Mail.Ru
АРХИВ
31.12.2017
Игорь Бутман: «МЫ, КАК КОГДА-ТО В КОСМОСЕ, СТАЛИ ПЕРВЫМИ»
Событием форума стал первый в России международный джазовый форум-­фест Jazz Across Borders (JAB), принявший на своих деловых, дискуссионных, концертных площадках более тысячи любителей и профессионалов джазовой индустрии из России и 32 стран мира. Инициатор JAB и его президент Игорь Бутман раскрыл некоторые подробности эксклюзивного мероприятия.

— Игорь Михайлович, как объяснить, что столь яркое начинание, каким оказался ваш «фест», появилось только на шестом по счету культурном форуме?

— В прошлом году мы впервые приняли в нем участие, но лишь в рамках одной дискуссионной панели. Мы тогда говорили о том, каких успехов достигли наши молодые музыканты, что появились хорошие школы и как много детей сегодня выбирает джазовый инструмент. Говорили о перспективах российского джаза и о плодотворных связях с зарубежными коллегами.

Все это вызвало большой интерес, что навело нас на мысль расширить сферу своего влияния на форуме. Его площадки – лучшее место для того, чтобы показать нашей публике, коллегам по культурным пространствам и многочисленным зарубежным гостям, что в России не просто есть джаз, который динамично развивается, а появилась своя джазовая индустрия.

Министерство культуры, куда мы пришли с идеей форум-феста и аргументами в пользу того, что на форуме в Санкт-Петербурге джаз обязательно должен быть представлен, нас поддержало (за что мы очень ему благодарны). И сейчас, когда наша идея стала реальностью, мы увидели, что год назад приняли абсолютно правильное решение.

— Мероприятия, подобные вашему, в джазовом мире не новость. Насколько то, что сделали вы, структурно и концептуально соответствует мировым стандартам или на нашей почве выросло особенное «дерево»?

— Конечно, мы сделали больше, чем просто ярмарку талантов, какой преимущественно являются такие мероприятия в мире. Там собираются музыканты, промоутеры, продюсеры, но там нет образовательных программ и дискуссионных площадок. А мы как раз считаем, что это важнейшая составляющая. У нас есть опыт, которым можно поделиться на таких площадках, например опыт привлечения молодежи. Наше обучение, наши фестивали нацелены именно на это, и результат есть. Мы своими руками, можно сказать, выковали то, что сегодня является преимуществом: российская джазовая аудитории моложе европейской и американской.

Кстати, по подобию нашего форум-феста сейчас Линкольн-центр в Нью-Йорке делает свой проект. Наверное, пришло время для таких «полифонических» акций. Но мы, как когда-то в космосе, стали первыми.

— Можно ли считать особенностью вашего «феста» то, что он прошел под эгидой государства?

— Не могу утверждать, что больше нигде государство не поддерживает такие мероприятия. В США точно нет, там все участники – и музыканты и продюсеры – приезжают за свой счет. А в европейских странах есть программы господдержки своих артистов, но касается ли это джазовых форумов…

Зато с определенностью могу сказать, что наш размах по-настоящему удивил зарубежных коллег. И это было приятно видеть, потому что мы сделали все, чтобы показать: российский джаз достоин того, чтобы и частные спонсоры, и государство делали в него вложения.

— На вашем форум-фесте работала дискуссионная площадка. Темы касались взаимоотношений джазменов с упомянутыми вами государственными структурами и спонсорами, с массмедиа и с аудиторией, приоткрывали особенности организации гастролей зарубежных исполнителей в России и российских – за рубежом, знакомили с джазовым образованием у нас и «у них». Какие из тем вызвали самые горячие споры, оставив ощущение, что надо бы продолжить разговор и на будущий год?

— Все. Потому что исчерпать их за час-два невозможно. Но лично мне была особенно интересна дискуссия на тему «Джазовые фестивали: истории успеха лидеров рынка». Американский продюсер одного из крупных фестивалей рассказывал о том, что, организовывая его, он не думает о коммерции, для него больше важна творческая составляющая. И придумывает интересные, необычные по форме выступления крупных артистов – например, вызывает их на сцену в том порядке, который считает нужным, и ставит в не совсем привычную ситуацию. Первый музыкант играет пять минут, к нему присоединяется другой, и они дуэтом играют еще столько же. Потом первый уходит, через пять минут после этого выходит еще один артист, и теперь уже вместе играют второй и третий. Потом второй уходит, а к третьему присоединяется четвертый. Все играют на разных инструментах, подхватывая темы друг друга или предлагая свои. И в этом режиме нон-стоп на глазах у публики рождается что-то необыкновенное – настоящий эксклюзив, потому что такое повторить невозможно.

А Питер Гонта, продюсер огромного фестиваля в Индонезии, наоборот, говорит, что важна коммерция, – потому он приглашает рок- и поп-звезд для того, чтобы заинтересовать как можно больше людей и заодно дать им возможность послушать джаз. Получается своеобразный винегрет, но такая тенденция существует на многих фестивалях.

Слушая все это, даже я в какой-то момент почувствовал себя на перепутье: а что бы я предпочел? Да, мне хочется видеть полные залы, хочется, чтобы был коммерческий успех, но каким путем?

— Программа ваших двух дней включала помимо лекций, круглых столов, дискуссий, семинаров, мастер-классов, выступлений в клубах, гала-концерта еще и шоу-кейсы. По логике, именно эта, ярмарочная, часть JAB (предполагающая выступление перед специалистами и продюсерами) должна была вызвать наибольший ажиотаж среди джазменов.

— Это действительно так. К нам приехали ведущие специалисты джазового рынка – например, музыкальный директор International Jazz Day Джон Бизли, создатель и продюсер одного из старейших джазовых фестивалей в мире Umbria Jazz Festival Карло Паньотта, управляющий директор легендарного лондонского клуба Ronnie Scott's Club Саймон Кук. А потому показаться захотели многие. Заявки на участие в шоу-кейсах подали больше ста коллективов, причем очень хороших. А выбрать нужно было двенадцать. Сейчас мы уже понимаем, что нужно увеличивать количество шоу-кейсов, но тогда оказались в трудном положении. И предложили коллективам, которые оставались за бортом, выступить в джаз-клубах. Многие отказались, подумав, что туда никто из специалистов и продюсеров не придет. Но те, кто приехал, думаю, об этом не пожалели, потому что именно после выступлений в клубах многие получили приглашения на престижные фестивали. И это очень важно, причем не только в плане личной карьеры того или иного музыканта. Нам надо больше показывать свой уровень. Ежегодно у нас в стране проводится 40-50 фестивалей джаза, и все они достаточно высокого качества.

Но нужно работать и над тем, чтобы к нам на шоу-кейсы приезжало больше зарубежных артистов, которые были бы готовы потом выступать в России. Многие наши филармонии, концертные залы, джазовые клубы заинтересованы в качественном «продукте» и новых именах. И нам, музыкантам, тоже важно, чтобы приезжали коллеги из-за рубежа: конкуренция – она должна быть.

На фото: На гала-концерте форум-феста JAB с участием К. Эллинга, И. Бутмана и Московского джазового оркестра

Поделиться:

Наверх