Top.Mail.Ru
АРХИВ
26.11.2012
Лариса ГЕРГИЕВА: «ЛЮБИТЬ ГОЛОС!»

Успехи и проблемы сегодняшней подготовки вокалистов – эта тема стала продолжением беседы с Ларисой Гергиевой, теперь как художественным руководителем Академии молодых оперных певцов Мариинского театра.

- Лариса Абисаловна, в следующем году Академия молодых оперных певцов Мариинского театра отметит свое 15-летие. Готовите ли вы по этому случаю какие-то специальные проекты?

- Академии уже в мае будет 15 лет, и, конечно, мы собираемся это отметить. В перспективе мы с мариинцами планируем поставить во Владикавказе - на сцене Национального государственного театра оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания оперы, которые нигде не идут: это «Федора» Джордано, «Корсар» Верди и «Клеопатра» Массне. У меня там собралась хорошая команда. Это маститый режиссер Анатолий Галаов (он же директор театра), главный дирижер Евгений Кириллов и молодежь: дирижер Заурбек Гугкаев - очень талантливый парень, ему всего 25 лет, он выпускник Петербургской консерватории и уже поставил этим летом во Владикавказе оперу «Аланы» А.Макоева, а также режиссеры Соня Сираканян (Петербург), которая осуществила очень интересную постановку «Агриппины» Генделя, и Филипп Разенков (Москва), поставивший несколько спектаклей в Ижевске, Красноярске, Сыктывкаре и Владикавказе. Мы также планируем поставить барочную оперу и сейчас заняты поиском подходящего материала.

- Ваша академия отличается от многих подобных тем, что ее воспитанники практикуют полученные знания на сцене, участвуя в постановках Мариинского театра, и могут даже подстраховать штатного артиста. На чей пример вы ориентировались, когда создавали академию?

- Академия молодых оперных певцов была создана с учетом самых лучших традиций подобных академий и вокальных программ, которые существуют, например, в Метрополитен-опере или Ла Скала. Изучая концепции многих вокальных студий и направлений, в которых развивают певцов, я поняла, что самое важное, а что не совсем обязательно для наших ребят. В первую очередь мы растим певцов для себя и самых лучших оставляем в Мариинском театре. Но абсолютно все воспитываются в нашей эстетике, поэтому становятся крепкими профессионалами, настоящими певцами, которые смогут выступать в любом зарубежном или российском театре.

Большая часть оперной труппы Мариинского театра сейчас - это выпускники академии и нынешние академисты. В свое время для них было очень важно ходить на репетиции и спектакли с участием ведущих мастеров оперного пения - смотреть, слушать, следить за работой коучей, дирижеров, режиссеров со всего мира, которых приглашает Валерий Гергиев. Сначала ребята имели возможность просто наблюдать, потом мы начали замечать, что некоторые из них сильно продвинулись, развились, запели по-настоящему, и стали выпускать их на сцену. Постепенно тот, кто уже готов, начинает участвовать в кастингах и включается в постановку, если его отбирают. Впрочем, бывают случаи, когда молодой певец может пройти весь цикл репетиций и постановку, но так и не выйти на сцену.

- А это не обидно?

- Нет, это не обидно, потому что человек получил огромную пользу. И участие в постановке это уже большое достижение. Если артист зелен - может быть, где-то еще и нервы сдают, - ничего страшного, пусть занимается дальше. А если у певца есть талант, выдержка, соответствующая вокальная школа, стабильность, харизма, тогда его обязательно выпустят на сцену, потому что Мариинский театр заинтересован в рождении новых звезд. Валерий Абисалович любит совершать открытия, поддерживает молодых. Заметьте, у него очень много проектов, в которых участвуют только молодые исполнители, и они делают свое дело блестяще. Примером может служить «Путешествие в Реймс» Россини. Эта опера - визитная карточка академии, мы получили за этот спектакль «Золотую маску».

- Как проходил отбор в академию в этом году?

- К нам в академию прослушалось более 900 человек. Мы имели возможность сделать хороший выбор. Больше половины из принятых - приезжие, ребята едут отовсюду. Им, конечно, трудно: они должны снимать квартиру, чем-то питаться, во что-то одеваться, когда подует холодный ветер с Невы. Я хочу, чтобы у них все сложилось хорошо, поэтому приходится решать множество сложных вопросов. Кстати, многие приезжают к нам просто на стажировку, и мы никогда ни с кого не берем денег. В этом тоже наше отличие от других вокальных центров. Более того: наши ребята получают неплохую финансовую поддержку от театра, некоторые имеют хорошие зарплаты; стипендия без вычетов составляет 5000 рублей (спасибо Региональному благотворительному общественному фонду поддержки молодых артистов и председателю его правления Наталье Косовой).

- Кажется, что академия старается учесть все случаи жизни артиста, потому что учебная программа очень нестандартна и включает массу дисциплин, вплоть до курса макияжа.

- У нас преподаются иностранные языки, сценическая речь, актерское мастерство, пластика, фехтование. На базе имеющейся в Мариинском театре прекрасной студии звукозаписи проводятся уроки, на которых ребят учат профессионально писать свои голоса, не бояться микрофона, многие здесь впервые могут себя послушать. Есть цикл, посвященный истории мирового оперного театра, в частности биографиям отечественных певцов. На этих занятиях, к примеру, мы рассуждаем о том, почему у Шаляпина карьера сложилась блестяще, а у многих имевших прекрасные голоса его современников, нет. Ребята начинают анализировать, размышлять, и это заставляет их внимательнее относиться к себе, уметь проявлять чувство локтя, личностно и профессионально поддерживать друг друга, уметь сказать и нужные слова одобрения, и поздравить. Мы много говорим и о том, какой режим должен быть у вокалиста, как научиться правильно планировать свой день, нагрузку на голос, как готовиться к выступлению, особенно если предстоит вечерний выход, насколько важно быть стабильным в смысле физического здоровья. Уделяем внимание и воспитанию личности певца, учим пониманию того, как важно не ревновать к чужому успеху, не быть завистливым, но быть умным, уравновешенным, трудолюбивым, ведь в театре все зависит от тебя. Обязательно проходим курс по этике, учимся вести себя на приеме, за столом, на репетиции, чтобы наш воспитанник умел произвести впечатление, был всегда на высоте. В общем, стараемся дать все, что пригодится в повседневной жизни и на сцене. К примеру, как давать интервью и не тушеваться перед журналистами с их вопросами. Конечно, на своем личном опыте каждый впоследствии решит, как себя вести в той или иной ситуации, но важно дать эти знания, когда певец делает самые первые шаги, а дальше жизнь доучит.

Собственно уроки вокала в академии ведут певцы Мариинского театра. Я не верю в «теоретиков», которые могут объяснить, как надо петь. Когда певец выступает на сценах ведущих театров мира, тогда он лучше других может объяснить критерии, что называется, мирового оперного пения и научить петь. У нас преподают Галина Горчакова, Алексей Стеблянко, Грайр Ханеданьян, в свое время преподавали Георгий Заставный, Николай Охотников, Евгения Гороховская - каждый певец выдающийся и каждый внес свою лепту.

Если продолжить разговор об отличительных особенностях нашей академии, то они заключается еще и в том, что мы много занимаемся камерной музыкой. Я придаю этому большое значение. Однако далеко не каждому суждено стать мастером камерного пения.

- Почему, интересно?

- По моему мнению, человеку нужно иметь особый комплекс качеств, который есть не у каждого. Это интеллект, особенная музыкальность, харизма, позволяющая за две-три минуты длительности романса создать образ и найти отклик у зрителя. Здесь я должна назвать своего любимого ученика Даниила Штоду, с которым мы выступали в Риме, Милане, Венеции, Каннах, Сан-Тропе, Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Пекине.

Я считаю, что не все могут равно великолепно исполнять романсы, но пытаться, учиться, иметь их в своем репертуаре певцы должны обязательно. Камерное пение очень хорошо шлифует голос, и это полезно, ведь на оперной сцене довольно часто приходится слышать форсированную манеру пения. Замечательно, когда певец не только выступает в опере, но и исполняет камерную музыку, которая «успокаивает» голос и к тому же дает возможность певцу наиболее полно выражать эмоции, чувства, свою душу.

- А готовит ли Академия молодых оперных певцов Мариинского театра концертмейстеров?

- Я уже лет десять провожу ежегодные семинары для концертмейстеров ведущих театров страны. И в академии работает хорошая команда. У нас полтора года идут концерты камерной музыки - их можно послушать на сайте театра онлайн. Я отдаю много своего времени для подготовки этих концертов, работаю не только с вокалистами, но и с концертмейстерами. Концертмейстер – профессия сложная, тем более что певец от концертмейстера очень зависим. На сцене могут сойтись выдающийся певец и прекрасный концертмейстер, но если они не понимают друг друга, если у них нет доверительных человеческих отношений, их дуэт не сложится. У нас в стране нет такого института, где бы специально готовили концертмейстеров. Из консерваторий приходят пианисты, далекие от профессии оперного концертмейстера, как Луна от Земли. Есть лишь немногие ребята, которые любят эту профессию, хотят в ней совершенствоваться.

Я посвятила этой профессии всю свою жизнь, считаю ее важной, нужной и ни на какую другую не променяла бы. Мною воспитано более 120 лауреатов международных конкурсов. И с каждым из них нужно было прожить кусок жизни, чтобы помочь профессиональными советами, показать приемы, рассказать о стиле исполняемых произведений (чего певец может и не знать), внушить веру в свои возможности. Самое главное для вокального концертмейстера – любить голос, потому что певческий голос дается не всем, это от Бога. Надо лелеять и поддерживать певца, помогать ему, уметь и закрыть на что-то глаза, и поругать, если у него, к примеру, непомерное самомнение.

- Лариса Абисаловна, объясните, почему в Пекинской консерватории, где вы были в этом году с мастер-классами, выступления молодых мариинцев воспринимали с восторгом, а в Петербурге студентов вашей академии, которые параллельно учатся в консерватории, из консерватории, бывало, исключали. Я не понимаю природу конфликта между консерваторией и академией, но он ведь существует и, наверное, мешает певцам?

- На мой взгляд, это невероятная глупость. В основе этого явления, вероятно, лежит обычная ревность. Больше объяснить нечем. Для любого певца желаемый конечный результат профессиональной подготовки – поступление в театр. В консерватории мало кто задумывается об этом. Я не имею в виду только Петербургскую консерваторию, так у нас почти везде. Вот я, например, два года возглавляю Всероссийскую ярмарку оперных певцов в Екатеринбурге и скажу, что директора наших оперных театров не очень любят туда ездить, а если и приезжают, то не стремятся приглашать певцов на работу. Жаль, потому что ярмарка – нужное дело, которое необходимо поддерживать. Но знаете ли вы, сколько на ней певцов, которых просто невозможно слушать!?.. За человека бывает даже обидно: он потратил на учебу годы жизни и не способен услышать самого себя, понять, что ему этой профессией заниматься не надо. Испортили ли его или он сам в чем-то виноват – причины бывают разные. При этом очень многие из этих «певцов» просятся в Мариинский театр, так что приходится объясняться, разъясняя певцу его ошибки. Да, у Мариинского театра большие возможности. Скоро откроется третья сцена и в один день смогут идти три оперы одновременно: в концертном зале и на двух сценах. Однако это не повод, чтобы принимать певцов, которые совершенно не умеют петь. С прошлой ярмарки я пригласила к нам в академию одну девушку (она, кстати, оказалась петербурженкой), а в этом году - ни одного человека.

Сегодня очень много безработных певцов в возрасте от 40 до 50 лет, и я удивляюсь, почему это никого не беспокоит. Об этом нужно отдельно писать и говорить. Каждая консерватория ежегодно выпускает 15-20 вокалистов, но лишь очень немногие из них трудоустраиваются: в театры поступают всего один-два человека, остальные даже и в хор не могут попасть. Разве это не тема для раздумий нашего Минкультуры? Значит, что-то не так, значит, надо посмотреть, кто преподает, кого и почему принимают учиться. Сейчас очень увлекаются платным обучением. На ярмарке мы слушали несколько выпускников платного отделения Уральской консерватории - я просто потеряла дар речи, так это было плохо. Мне объясняют: человек очень просил, очень хотел учиться. А я думаю: человек очень платил. Но разве можно даже на платное отделение принимать в консерваторию людей, что называется, с улицы?..

По многим аспектам я хотела бы вспомнить советскую систему - в ней было много хорошего. И распределением выпускников кто-то занимался, и стажировки были - все это куда-то ушло. Теперь на эту тему надо собирать круглые столы, бить в колокола. Кто будет петь в российских театрах через 10 лет? Все отправляются по столицам, в провинции никто не устраивается, люди меняют профессию…

- Лариса Абисаловна, я знаю, что у вас много лет не было отпуска в связи с огромной занятостью. Давайте представим, что театральный сезон сейчас не в самом разгаре и что у вас появилась свободная неделя: как бы вы хотели ее провести?

- Я бы хотела очутиться в очень любимом мною Париже со своими учениками. Они выступили бы в одном из концертных залов, а я пригласила бы на их концерт... Алена Делона. Несколько лет назад я была приглашена на спектакль с его участием, мы познакомились и даже пообщались. Он произвел на меня сильное впечатление и как актер, и как личность. Позднее я прочитала в одном из его интервью, что он мечтает поставить оперу. Поэтому мне бы хотелось пригласить его на концерт с участием моих замечательных ребят, и, может быть, потом это во что-нибудь выросло. Было бы прекрасно поставить нечто романтическое, вроде «Пирата» Беллини.

- Надеюсь, так и будет!

Поделиться:

Наверх