АРХИВ
31.01.2018
НЕОЖИДАННОЕ ПРИГЛАШЕНИЕ
Закрытие IX Московского музыкального фестиваля «Владимир Спиваков приглашает» состоялось в намеченном формате, но с экстренной двойной заменой певцов-солистов

Маэстро Спиваков оказался в форс-мажорной ситуации. Заявленные в афише концерта-закрытия сопрано Альбина Шагимуратова и тенор из Италии Франческо Мели внезапно заболели, и можно лишь поражаться оперативности и изяществу, с которыми организаторы фестиваля смогли ответить на вызов судьбы.

Концерт, как и планировалось, состоялся 28 декабря в Светлановском зале Дома музыки в сопровождении Национального филармонического оркестра России. Место за дирижерским пультом занял В. Спиваков, а новыми вокальными флагманами стали хорошо известная солистка Большого театра сопрано Анна Аглатова и украинский тенор Дмитрий (Дмитро) Попов, чье имя в Москве зазвучало лишь относительно недавно. Сегодня певец живет в Германии и за время после своего удачного участия в «Опералии» Пласидо Доминго (II премия, Париж, 2007) успел сделать впечатляющую карьеру на ведущих оперных сценах мира. Его дебют в Большом театре состоялся в 2016-м (Водемон в «Иоланте» Чайковского), в прошлом году на этой же сцене он выступил в партии Хозе («Кармен»).

Надо отдать должное В. Спивакову: экстренно собранная программа предстала достойной альтернативой, хотя в силу чисто психологических причин настроиться на замену было непросто. Когда в долгом ожидании живешь одним, а вместо этого получаешь совсем другое, иначе и быть не может. Но как ни крути, а в двух отделениях программы прозвучали семнадцать номеров, причем десять из них были вокальными! Маэстро, всегда точно знающий, как создать праздник, сумел создать его и на сей раз. Начав в первом отделении и в двух первых номерах второго с популярной оперной классики, он постепенно «облегчал» музыкальный настрой вечера, изящно и плавно вовлекая в ткань концерта итальянскую песню, сарсуэлу, оперетту, а также зажигательные польки и марши как традиционный ассортимент венского новогоднего меню.

Марш был всего один, но зато знаменитый «Марш Радецкого», который, конечно же, дал публике счастливый шанс «поучаствовать» в исполнении аплодисментами. Эффектно и к месту прозвучали польки Иоганна Штрауса (сына) «Только вперед» и «На охоте», а в качестве одной из популярнейших оркестровых пьес – интермеццо из сарсуэлы Хименеса «Свадьба Луиса Алонсо». Оперно-симфонический пласт составили на редкость живые, экспрессивные, стилистически выдержанные интерпретации увертюр к операм «Севильский цирюльник» Россини, «Норма» Беллини и «День царствования» (Un giorno di regno) Верди. Последнюю в отечественной традиции, непременно переставляя акценты, почему-то принято называть даже не «Король на день», а «Король на час»!

«День царствования» (другое оригинальное название – «Мнимый Станислав») – вторая опера Верди, причем комическая. Фирменного композиторского стиля автора «Набукко» в ней, понятно, еще нет и в помине, и ее игриво-опереточная увертюра, открывшая второе отделение, стала логическим переходом к более легкому репертуару. Последним оперным всплеском явилось болеро Елены из «Сицилийской вечерни» Верди, типично концертный номер даже в рамках сюжета самой оперы. Его потрясающе исполнила А. Аглатова: подвижно, легко, музыкально. Эта певица сегодня находится в великолепной вокальной форме: на фоне приглашенного ансамбля зарубежных певцов, задействованных в недавней осенней премьере «Альцины» Генделя в Большом театре, в партии Морганы она сумела подняться едва ли не до статуса главной героини спектакля!

Другими оперными номерами в ее исполнении стали каватина Розины из «Севильского цирюльника» Россини и развернутая ария Норины из «Дона Паскуале» Доницетти. Первая – неизменная «визитная карточка» Аглатовой в ее концертных программах, вторая – принадлежность образа, созданного ею в постановке Большого театра. Оба вокальных портрета – точные, яркие и сочные попадания в стилистику материала. Перейдя в «облегченное» репертуарное поле, солистка академически акцентированно – без нарочито эстрадной попсовости – предложила известнейшую контрастно-чувственную арию Джудитты из одноименной оперетты Легара. В финальном дуэте Виолетты и Альфреда из «Травиаты» она довольно органично слилась в единственном ансамбле с тенором-гастролером.

Сольно Д. Попов спел арию Хозе, арию Принца Су-Чонга из оперетты Легара «Страна улыбок», а также три итальянские песни («Рассвет» Леонкавалло, «Вернись в Сорренто» Де Куртиса, «Влюбленный солдат» Каннио). Эти пять номеров, пять разноплановых вокальных зарисовок, вполне представили возможности исполнителя, раскрыв его как одухотворенного, тонкого музыканта, наделенного и технической сноровкой, и стилистическим чутьем, и артистическим обаянием. Голос певца лирической (лишь отчасти лирико-драматической) фактуры благороден и мягок, пластически податлив и чувственно выразителен. Звучание, не отличаясь особой объемностью эмиссии, яркой рельефностью вокального посыла, подкупает, прежде всего, сильной внутренней музыкальностью, изысканной нюансировкой, утонченной красотой кантилены, так что встреча с ним оказалась однозначно интересной.

Сокрушаться же по поводу того, что должно было произойти, но не произошло, конечно, можно, но позитивное впечатление берет верх.

На снимке: Д. Попов

Поделиться:

Наверх