АРХИВ
04.05.2016
ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА ЗА ЧЕТЫРЕ ЧАСА
«Новая опера» смогла удивить грандиозным гала-концертом по случаю своего 25-летия

Четверть века – срок для музыкального театра вполне внушительный. Театр, поначалу не имевший стационарной площадки, был рожден как лаборатория – пространство для музыкальных экспериментов в области нетрадиционного для столицы оперного репертуара. Одной из первых постановок, на многие годы ставшей визитной карточкой коллектива, явилась «Мария Стюарт» Доницетти в оригинальной компоновке и собственной оркестровке основателя театра Е. Колобова. Но и такие раритеты первых лет, как «Двое Фоскари» Верди, «Валли» Каталани и «Гамлет» Тома – постановки, которых наряду с «Марией Стюарт» сегодня в репертуаре уже нет, в музыкальной летописи Москвы стали событиями не менее значимыми.

В фойе театра к юбилею открылась фотовыставка «Новая опера: 25 лет – 25 опер». В путешествие по страницам тех же самых опер, представленных не в порядке появления спектаклей, а по принципу жанрового контраста, пригласила и программа гала-концерта в трех отделениях, состоявшегося 22 марта. За дирижерским пультом весь вечер находился Евгений Самойлов, старейший дирижер труппы: театр был основан в 1991 году, а маэстро пришел в него в 1993-м. На самом деле в юбилейном концерте мы услышали фрагменты из 26 спектаклей. Номер из «Аиды» Верди, звучавшей в этом театре лишь в концертном формате, предложил добавить в программу дирижер. И это вселило надежду на то, что существующая в театре традиция перерастания концертных исполнений в спектакли распространится и на это название.

Понятно, что число оперных постановок, родившихся на этой сцене за четверть века, не считая разнообразных концертных программ, конечно же, существенно превышает 25. Но все вместить в один вечер было просто нереально: с двумя антрактами концерт и так растянулся более чем на 4 часа! Программа распалась на три блока – массовые сцены с участием солистов и хора, сольные и дуэтные вокальные номера, а также довольно емкий оркестрово-симфонический пласт. Зачастую солисты (кто-то из них – участники былых премьер) и артисты хора выходили к публике в сценических костюмах, так что даже в условиях гала-концерта аромат театральности все же ощущался.

Был в этом концерте и один особый номер: Адажио из Фортепианного концерта № 23 Моцарта, включенного в партитуру знаменитого авторского спектакля В. Васильева – Е. Колобова «О Моцарт! Моцарт…». Оно прозвучало как посвящение памяти коллег по театру, ушедших из жизни за эту четверть века (солистка – Екатерина Маклярская). В сцене коронации из «Бориса Годунова» Мусоргского в партии Бориса впечатлил мощный опытный бас Виталий Ефанов. Партию Галицкого из «Князя Игоря» Бородина (сцена в тереме) вполне убедительно провел молодой бас Дмитрий Орлов. Дуэт философов из «Школы жен» Мартынова забавно отыграла пара контратеноров Владимир Магомадов (Клефистон) и Артем Крутько (Стиф).

Не менее эффектно были представлены финал I акта из «Итальянки в Алжире» (как часть концертного дивертисмента «Россини») и сцена-молитва с хором из «Сельской чести» Масканьи (Сантуцца – Ирина Морева). Контрастные стилистические краски внесли в программу терцет из I акта «Нормы» Беллини (Норма – Татьяна Печникова, Поллион – Александр Скварко, Адальджиза – Галина Бадиковская) и ансамблевая сцена с вальсом Мюзетты из «Богемы» Пуччини (Мюзетта – Екатерина Миронычева). В хоровом зачине «Травиаты» с неувядающей застольной на сей раз вышли сразу 4 Виолетты и 4 Альфреда, но на волне ностальгии более всего захватила сцена двух королев и финал I акта из «Марии Стюарт» (Мария – Эльвира Хохлова, Елизавета – Маргарита Некрасова). Фирменный стиль хора «Новой оперы» пленительный хор плененных иудеев из «Набукко» Верди высветил особенно сильно (хормейстеры – Наталья Попович, Марина Василькова и Андрей Лазарев).

Оркестр порадовал вступлением к III акту «Лоэнгрина» Вагнера, танцем семи покрывал из «Саломеи» Р. Штрауса и увертюрой к «Руслану и Людмиле» Глинки. В зачет тематики вечера пошли знаменитый квартет из «Риголетто» Верди (Ирина Боженко, Андрей Борисенко, Александр Богданов, Татьяна Табачук), ария Валли (Ольга Терентьева), романс Демона из одноименной оперы Рубинштейна (Анджей Белецкий), ария Лауретты из «Джанни Скикки» Пуччини (Галина Королева) и сцена смерти Изольды из «Тристана и Изольды» Вагнера (Елена Поповская). Песенку Стефано из «Ромео и Джульетты» Гуно вполне стильно представили на два голоса Анна Синицына и Валерия Пфистер.

Но истинное удовольствие доставили другие номера – три арии и три дуэта. Это арии Ленского из «Евгения Онегина» Чайковского (Алексей Неклюдов) и Грязного из «Царской невесты» Римского-Корсакова (Андрей Бреус), а также плач Дидоны из «Дидоны и Энея» Пёрселла (Юлия Меннибаева). Это дуэты Адины и Дулькамары из «Любовного напитка» Доницетти (Ирина Костина и Владимир Кудашев), Амнерис и Радамеса из «Аиды» (Анастасия Бибичева и Сергей Поляков), а также Альмавивы и Фигаро из «Севильского цирюльника» Россини (Сергей Романовский и Василий Ладюк).

Если за четыре часа прожить четверть века было невозможно, то этого времени вполне хватило на то, чтобы сделать важный вывод: сегодняшняя «Новая опера» – один из наиболее успешных и динамично развивающихся музыкальных театров столицы. Без «Новой оперы» культурную жизнь Москвы представить уже невозможно!

Фото Даниила Кочеткова

Поделиться:

Наверх