В церемонии открытия фестиваля на острове Русский участвовал зампредседателя правительства, полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев, который отметил, что «за прошедшие три года ВЭФ стал крупнейшей международной площадкой для обсуждения стратегии развития связей России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона». На культурные мероприятия такого статуса посылают лучших из лучших. Девять регионов Дальнего Востока снарядили на форум от двух до пяти своих коллективов. Чукотский автономный округ делегировал чукотско-эскимосский ансамбль «Эргырон» – профессиональный коллектив, посвятивший свою деятельность сохранению и развитию вокально-танцевальной культуры коренных народностей Крайнего Северо-Востока России.
МЕЛОДИИ ТУНДРЫ
Чукотский павильон на форуме был построен в виде кита. Что, конечно, не случайно. Без китового промысла коренные обитатели полуострова не мыслили своей жизни еще тысячу лет назад, а когда при советской власти он был запрещен, во многом «потеряли» себя. Сегодня кит – это символ возвращения чукчей, эскимосов и других малых народов Севера к своей самоидентичности. В «Эргыроне» решили этот символ обыграть так: за основу взяли пронзительную повесть знаменитого земляка Юрия Рытхэу «Когда уходят киты», сами сделали литературно-музыкальную композицию и периодически, каждые 2-3 часа, показывали ее многочисленной публике.
Но не эта композиция удостоилась на Восточном экономическом форуме высокой оценки. В сфере внимания жюри фестиваля «Улица Дальнего Востока» были концертные программы, специально подготовленные участниками культурного блока. Следует отметить, что они не были «сочинением на заданную тему», и в фольклорном искусстве решили показать себя далеко не все творческие коллективы. Тем ярче высветились «Мелодии тундры», представленные будущим Гран-при фестиваля. Сквозной линией программы стал театрализованный диалог мудрого старика и его внучки, в итоге которого у зрителя должно было возникнуть представление о том, что такое чукотско-эскимосские песни и танцы и из чего они рождаются. Ответы на эти вопросы, уверены в «Эргыроне», интересны не только людям других культур, но и тем, для кого эти песни и танцы родные: сегодня уже немногие угадывают смысл их богатой образности.
ПОЮ ПРИРОДЫ КРАСОТУ
Рассказывает директор ансамбля «Эргырон» Виктор Цвигун:
— Песни и танцы народов Севера – отражение природы и жизни человека в ней. Охотники, подбираясь к моржам, повторяли их движения и звуки. А как иначе обмануть добычу? Если угадать в танце бег оленя, летящий клин журавлей, штормящее море, то поймешь и суть человеческих отношений, о которых «рассказывает» зрителям артист. У нас в репертуаре есть замечательный чукотский танец, имеющий мировую известность, – «Полет чайки против ветра». Неискушенный зритель посмотрит и подумает: красиво, конечно, но зачем юноша так руками-то машет? На самом деле он – чайка, которая сопротивляется ураганному ветру. Его потоки могут погубить птицу. Но она летит наперекор всему – к своему гнезду.
ЭТО ПОЭМА О СИЛЕ ДУХА!
В своей работе артисты используют два инструмента – варган (самозвучащий язычковый инструмент) и бубен. Они есть у всех народностей Севера, только называются по-разному и по-разному изготавливаются. Например, на побережье эскимосы делают бубны из желудка моржа. Они звучат тонко, красиво, но таким ансамблям, как наш, не подходят. Музыканты «Эргырона» работают настолько экспрессивно, что инструмент просто порвется. Мы используем более надежные бубны из оленьей кожи.
Еще одна характерная краска нашего ансамбля – горловое пение. Это уникальный способ создания гортанью не одного, а нескольких звуков. В чукотской музыкальной культуре этим профессионально могут заниматься только женщины, которые передают мастерство из поколения в поколение. А вот «похрипы» как еще один вид своеобразного и очень красивого вокализирования северных народов удается женщинам и мужчинам. Те, кто владеет и варганом, и горловым пением, – вообще на вес золота. В «Эргыроне» такие артисты есть.
КОГДА НАЧИНАЛСЯ РАССВЕТ
Предыстория создания ансамбля, название которого переводится как «рассвет», такова: в 1968-м в Анадыре подобралась группа энтузиастов, мечтавшая о возрождении и популяризации народного искусства Чукотки. У соседей-то по северному краю, знали они, уже были свои фольклорные коллективы. Стали сами заниматься танцем и пением, а параллельно – стучаться во властные структуры Чукотского автономного округа с просьбой о создании профессионального вокально-хореографического ансамбля. И когда получили добро, отправились по селениям набирать артистов из талантливых самородков.
Но скоро обнаружилось: только таланта в профессиональном искусстве мало. И потянулись чукотские артисты в Ленинград на курсы – повышать исполнительское мастерство и осваивать профессию хореографа. Вот тогда в ансамбле появились первые профессионалы, которые потом уже стали учить других. В 1974 году ансамбль стал государственным. В 1985-м отправился в многомесячный гастрольный тур по России, Украине, Эстонии, завершившийся в Москве участием в XII Всемирном фестивале молодежи и студентов. В 2000 году «Эргырон» был признан особо ценным объектом наследия ЧАО. А между этими вершинными датами – концерты дома, выступления на международных фестивалях фольклорной музыки, регулярные гастроли в Европе. Поклонники народного искусства зрелых лет помнят: к концу прошлого века слава «Эргырона» была сродни славе и популярности ансамбля «Березка» или Хора донских казаков.
ПЕРЕДЫШКА – ЭТО К ВЗЛЕТУ
Последнее десятилетие выдалось для коллектива не таким бурным. Изменились страна и мир. На фестивали по-прежнему зовут, да не доехать. Как говорит Виктор Цвигун, возглавивший «Эргырон» в 2012 году, «раньше другие были цены, другой был доллар – вот и вся арифметика». Но любому организму, в том числе творческому, нужна и передышка – чтобы посмотреть в себя, уточнить приоритеты, решить проблемы.
Одна из них – нехватка «свежей крови». В регионе нет учебных заведений, готовящих профессиональные кадры в области хореографии и вокала. Частично эту функцию «Эргырон» взял на себя. Пять лет назад здесь был сделан первый набор в так называемую группу преемственности, и сегодня эти девочки уже не просто прилежные ученицы, а артистки созданного в недрах «Эргырона» детского коллектива «Вээмк`эй», с успехом выступающего на конкурсах. Но до «взрослого» ансамбля им расти еще три года.
Были проблемы с хореографами-постановщиками и режиссерами. Нужно было пережить немалый опыт работы с приглашенными специалистами, чтобы понять: на этих позициях должны быть коренные жители Чукотки, впитавшие свою культуру с молоком матери (такие, как, например, Екатерина Рультынеут из когорты первых профессионалов ансамбля, которая поставила немало танцев, ставших украшением его репертуара). И сейчас директор «Эргырона» уверен: «Будут у меня и свои дипломированные хореографы и режиссер! Осталось-то год-другой подождать, пока мои ребята закончат заочное отделение Хабаровского института культуры».
Сегодня ансамбль, похоже, вступает в период нового взлета: ярко заявляет о себе на такого высокого ранга мероприятии, как Восточный экономический форум, он желанный гость на другом форуме – Международном арктическом в Архангельске, у него есть поддержка губернатора и регионального Департамента образования, культуры и спорта. Хороший старт для вступления во второе пятидесятилетие!
И ПЛАНОВ ГРОМАДЬЕ
Юбилей у коллектива – осенью 2018-го. Но подготовка к нему уже начата. Первый пункт из обширного списка задуманного – проведение у себя дома пусть небольшого, но фестиваля. Это, конечно, непростая задача, потому что приехать на самый восточный край страны, скажем, из столицы – значит выложить целое состояние. Поэтому в Анадыре видят среди своих потенциальных гостей коллективы с Камчатки, из Магадана, Якутии и не сомневаются: будет и радость творческого общения, будет и чему поучиться друг у друга.
Вторым пунктом значится подготовка новой концертной программы, которую можно будет, презентовав в юбилейный вечер, показывать в течение всего праздничного сезона, который на Чукотке уже называют Годом «Эргырона».
В планах также выпуск красивого фотоальбома об истории ансамбля. И – проект, адресованный коренным жителям Чукотки. «Сейчас мы вместе с нашим руководством думаем над его концепцией, – завершает наш разговор о юбилейных задумках Виктор Цвигун. – Хотелось бы организовать заочные фестивали народного искусства. Нужно обязательно съездить в некоторые отдаленные села Чукотки, в которых мы давно не были. Вывезти коллектив в наших условиях – дело затратное, но в связи с юбилеем средства губернатор округа нам выделил. Еще планируем съездить на недельку с концертами к соседям в Магаданскую область. С удовольствием бы выступили в центральных районах России, где когда-то часто гастролировали. Там после наших концертов говорили: «Супер! Мы такого в жизни не видели». Но как вернуть те времена, когда гастроли национальных коллективов были частью государственной политики, и казна для них была открыта?»
Поделиться: