Раритет именно для нас. Впервые в России шедевр позднего Ренессанса – раннего барокко (корпус духовных пьес, изданный в Венеции в 1610 году) прозвучал лишь в XXI веке: 1 июня 2014 года в кафедральном евангелическо-лютеранском соборе Святых Петра и Павла в Москве (руководитель и участник проекта с ансамблем исторических инструментов Alta Capella п/р И. Великанова и 10 певцами в общем составе солистов и хора – Э. Лоуренс-Кинг). Если из наследия Монтеверди для торжеств по случаю его 450-летия выбрать самый важный опус, но не оперу, то «Вечерня Пресвятой Девы» идеальна. Кажется, планируя гастроли в Россию, так же решил и Ф. Херревеге, и в итоге гентские аутентисты сделали Москве и Петербургу фантастический эксклюзивный подарок! В Москве, в Зале Чайковского, «Вечерня» прозвучала 30 октября.
Ее партитура – наиболее изощренный в своей изобретательности образец добаховской духовной музыки, ассимиляция старых (prima pratica) и новых стилей (seconda pratica), ребус-гибрид из 13 номеров литургической и светской музыки на тексты Библии с инструментальной окантовкой. Для чего такой большой и необычный опус был создан, а также где и когда он мог быть исполнен, до сих пор остается загадкой.
Его последовательные литургические части – вводная пара версикула и респонсория Deus in adjutorium / Domine ad adjuvandum, 5 псалмов Dixit Dominus, Laudate pueri, Laetatus sum, Nisi Dominus и Lauda Jerusalem, соната Sancta Maria, ora pro nobis, гимн Ave maris stella и мощный финал Magnificat (гимн и Magnificat – с внутренней строфикой частей). Экстралитургические части Nigra sum, Pulchra es, Duo Seraphim и Audi coelum, последовательно внедренные перед псалмами (начиная со второго), – светские духовные концерты (мотеты), но неясно, дополнение это или замена антифонам, которых у Монтеверди нет, но которые, согласно традиции римско-католической церкви, в литургии должны звучать перед псалмами и перед кантиклем Девы Марии Magnificat.
Три года назад в Москве исполнение обошлось без антифонов, но теперь, будучи воссозданными по канонам одноголосных григорианских кантов, они все же прозвучали, и в этом была своя изюминка! Collegium Vocale Gent в составе хора, солистов и инструменталистов – один из признанных мировых брендов исторически ориентированного исполнительства: его интерпретация и на сей раз поразила перфекционизмом. Небесные сферы музыки Монтеверди, величие и красоту ее гармонии мы словно открывали заново. Прозрачно-чистое безвибратное звучание певческих голосов, тончайший полифонический орнамент вокально-хоровых ансамблей, глубоко интимная, обращенная к душе и чувству «симфония» экзотических инструментов давно ушедшей от нас эпохи завораживали на уровне безотчетной медитации!
В «Вечерне» выписаны лишь партии скрипки и корнета (цинка), но инструментарий ripieno не определен, и это дает свободу в его варьировании в соответствии с конкретными условиями. Монументальный опус предполагает и виртуозный смешанный хор – достаточно большой для того, чтобы проводить от 6 до 10 партий в одних частях и разделяться на две хоровые группы в других. Сравнивая «Вечерни» в Москве (прошлую с минимальным числом певцов и нынешнюю фундаментальную), отдаешь себе отчет, что они захватывали одинаково сильно, но гентский вариант – это сама роскошная «академичность в квадрате»: в акустике храма ощущение великолепное, а в зале – великолепно не менее, но абсолютно другое!
Три года назад в ансамбль певцов из России влилась тройка зарубежных солистов, но и полностью зарубежный состав нынешнего исполнения также интернационален: сопрано Дороти Милдс и Барбара Кабаткова, тенора Рейнуд Ван Мехелен, Сэмьюэл Боден, Уильям Найт и Бенедикт Хаймэс, а также басы Вольф Маттиас Фридрих и Петер Коой. Внимая элегантно тонким, изысканным вокальным фигурациям этой великолепной восьмерки, в который раз убеждаешься, что при исполнении подобного рода музыки важен в первую очередь не конкретный голос в отдельности, а монолитный певческий ансамбль. И он был изумителен! По степени занятости согласно партитуре вклад каждого певца в общее дело, естественно, различался, но без филигранных штрихов частного не было бы и такой впечатляющей картины общего.
Независимо от того, где сегодня исполняется эта музыка – в храме или концертном зале, мы воспринимаем ее лишь как эмоционально воздействующую на нас субстанцию. И даже вырванная из полагающегося ей контекста литургии, как артефакт, она для нас самоценна. Главным в католической литургии была вовсе не музыка, а проповедь. Музыка, без которой литургия немыслима, лишь придавала ей привлекательности, но в XXI веке музыка для литургии и музыка «для концертного зала» в «Вечерне» сливаются воедино. И слушать ее на протяжении более полутора часов вполне естественно, ведь за «отдохновением души» сегодня мы идем в основном не в храм, а в концертный зал.
Словно гениально это предвидя, Монтеверди еще четыре века назад сделал первый шаг к сближению религиозных канонов с общечеловеческим аспектом, оставив Богу Богово в композиционно переосмысленной псалмодии и частях Девы Марии (гимне и кантикле), а человеку – человеческое в голосах солистов, воспевающих в мотетах красоту божественного мироздания. Sancta Maria, ora pro nobis с ансамблем сопрано – де- юре часть литургии, но де-факто еще один духовный концерт, взывающий к Пресвятой Деве о молитве за всех нас.
На фото: Ф. Херревеге
Поделиться: