Ушедший год многим молодым музыкантам запомнится занятиями в Молодежной музыкальной академии стран СНГ, которая вот уже третий год подряд (в течение первой недели октября) работала в Минске. Участниками третьей академии стали студенты из 10 стран СНГ: России, Беларуси, Украины, Азербайджана, Армении, Казахстана, Молдовы, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана.
Артистический директор академии - знаменитый маэстро Юрий Башмет. Это придает престиж неформальному учебному заведению и вызывает большое доверие к его преподавательскому составу. Судя по беседе нашего корреспондента с Юрием Башметом, идея академии была счастливой находкой.
- Юрий Абрамович, как вы оцениваете долгосрочный проект под названием «Молодежная музыкальная академия стран СНГ» - для чего он был создан?
- Всегда радостно сознавать, что поступаешь правильно, а возникновение этого проекта я считаю абсолютно правильным решением. Конечно, вернуть в один момент традиции трудно, но благодаря академии, постепенно, мы можем воссоздать империю музыки на постсоветском пространстве. Это то, во имя чего академия стран СНГ уже третий год проходит в Минске и продолжает свое развитие.
Музыка способна исправить ошибки политиков и снова объединить нас. Мы не будем уповать на возвращение общего пространства политическими методами - мы пойдем своим путем и, надеюсь, сможем сделать так, чтобы музыкальная молодежь в бывших советских республиках не оказалась брошенной. Мы должны сохранять наши общие культурные завоевания, мы обязаны ценить наши традиции и школу. Наши предки этим занимались, и мы не вправе утратить наше творческое наследие.
- По каким специальностям и как ведутся занятия в академии, кого вы приглашаете преподавать?
- В академии стало больше постоянных классов: прошедшей осенью добавились три дисциплины, и теперь академия охватывает девять специальностей. Это скрипка, альт, виолончель, фортепиано, академический вокал, флейта, кларнет, ударные инструменты и камерный ансамбль. Академия предлагает три формы занятий: мастер-классы, индивидуальные уроки и творческие встречи. Для студентов это очень удобно, в течение недели они занимаются в постоянном режиме, в общей сложности количество времени, проведенного на занятиях, составляет около 220 часов, а в конце работы академии студенты выступают на одной сцене с профессорами, что дает им бесценный опыт.
В работе третьей академии приняли участие виолончелист Дмитрий Яблонский (США), профессор Высшей школы музыки Кельна Василий Лобанов (Германия), известный итальянский флейтист Массимо Мерчелли, а также заслуженный артист России, доцент Московской консерватории Александр Тростянский, доцент кафедры духовых и ударных инструментов ГМПИ им. Ипполитова-Иванова Алексей Усов и другие известные музыканты.
- Насколько преподаватели академии требовательны к студентам и что, на ваш взгляд, более всего привлекает самих студентов?
- От студентов требуется только одно – желание учиться, но с этим проблем никогда не было: инструменты настроены, аудитории заполнены. Академия обеспечивает всем студентам проезд в Минск, проживание в гостинице, питание. Обучение также бесплатное, и это, конечно, тоже привлекает студентов. Такие условия для молодых музыкантов стали возможны благодаря поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ, взявшего на себя значительную часть расходов. Для того чтобы молодой музыкант нашел собственный «язык» и стиль, необходимо создать оптимальные условия, позволяющие ему получить качественную образовательную основу.
- Как плотно лично вы включены в ежегодную работу академии и какие у вас впечатления от уровня подготовки студентов?
- Профессия педагога – это божественная профессия, перед которой я преклоняюсь, на всех ее уровнях. К сожалению, я не могу посвятить себя полностью только преподаванию. Что касается уровня студентов, то везде есть свои самородки. У нас даже была идея сделать общий концерт, пригласив лучших выпускников академии разных лет. Надеюсь, это скоро произойдет. Мы проводим несколько фестивалей, поэтому действительно можем показать таланты.
Кстати, не надо забывать, что многие педагоги, которые преподают сегодня в странах СНГ, как раз тем и замечательны, что получили образование еще в нашей прежней общей стране, где были живы традиции, и не дают уровню музыкального образования совсем уж упасть. Но в то же время далеко не в каждом государстве Содружества - из-за сокращений или по какой-то другой причине - вообще остались педагоги. Например, к нам из Таджикистана приехал студент кларнетист, и оказалось, что в Таджикистане был всего один педагог по кларнету, но он уехал из страны, и теперь там просто некому учить этого мальчика. Последние полтора года он занимается сам, потому что очень хочет играть.
- Каковы перспективы академии? У нее, насколько известно, появился российский «детский филиал»?
- Вкус надо прививать с детства. Именно поэтому кроме Молодежной музыкальной академии в Минске у нас теперь есть еще и Детская музыкальная академия в Самаре. Фактически этот проект вырос из минского. Мы будем активно поддерживать и развивать Детскую музыкальную академию, она уже вызывает огромный резонанс, о чем свидетельствуют полные залы на встречах. Академия дает детям большой толчок для развития. Может быть, даже больший, чем иной конкурс. Потому что академия - это возможность живого общения с выдающимися музыкантами. Мы допускаем, что в будущем адреса наших академий станут меняться и множиться, что подобные проекты могут появиться в разных городах на всем пространстве Союза независимых государств.
Поделиться: