Top.Mail.Ru
АРХИВ
25.09.2014
СМЕЛОСТЬ ГОРОДА БЕРЕТ
5 и 6 сентября Астраханский театр оперы и балета представил свой новый проект на Соборной площади Астраханского кремля – премьеру оперы «Князь Игорь» Александра Бородина

Традиция оперных спектаклей на открытом воздухе в нашей стране не столь уж богата и тому есть объективные причины – суровый климат и, главное, отсутствие естественных акустических пространств, пригодных для классической музыки open air: античные театры, разбросанные по всему побережью Средиземного моря и являющиеся отличными площадками для оперных фестивалей, у нас отсутствуют. Соответственно, проблема всех open air проектов в России это акустика: нет ее, увы, ни на Красной или Соборной площадях в Москве, ни на Дворцовой в Петербурге, ни у стен Святогорского или Тихвинского Успенского монастырей, ни в Новгородском или Псковском кремлях – словом, нигде, где уже не раз пытались устраивать грандиозные оперные шоу. Поэтому встает во весь рост вопрос о подзвучке – сделана она должна быть грамотно, чтобы и слышно всем и все было, и чтобы техника не подвела, и чтобы не слишком искусственно все звучало.

И все же тяга к подобным проектам в России велика. Во второй раз на open air проект решаются в Астрахани: в 2012 году его попробовали воплотить на территории Астраханского кремля (начали с «Бориса Годунова») и не прогадали, несмотря на накладки со звукоусилением и октябрьский дождичек, который чуть было не сорвал мероприятие. Интерес к событию оказался у астраханцев огромным, и вот уже спустя два года проект решили повторить – там же, в удивительном по своей гармоничности и величественности ансамбле кремля, сыграв уже не один раз, а дважды подряд эпического «Князя Игоря». Оба вечера собрали аншлаги, что лишний раз подтвердило – курс верный.

Астраханский оперный театр – один из самых молодых в стране: певческие традиции в крае богатые, славные имена музыкантов дарило Нижневолжье, а вот оперного стационара в советские годы здесь не было. Уже в трудные 1990-е появился сначала музыкальный театр, а несколько лет назад он дорос до полноценного оперно-балетного. Два года назад распахнул свои двери новый дом молодой труппы – в Астрахани построили один из самых красивых оперных театров современной России, сочетающий в своей архитектуре так уместные здесь русские и восточные мотивы.

Новый театр смело берется за самые трудные произведения мировой музыкальной литературы (тот же «Годунов», «Пиковая дама», «Отелло» и прочие), и естественный скепсис окружающих быстро рассеивается, когда видишь готовый продукт: спектакли интересные, многослойные, достойно воплощенные с точки зрения музыки. И постепенно в городе формируется оперная традиция, воспитывается публика, которой это интересно, для которой высокое академическое искусство не является пугающей заумью или пыльным музеем, но явлением живым и увлекательным.

Open air проекты Астраханской оперы – из числа амбициозных, высокорисковых начинаний, которые тем не менее получаются. Интерес публики и поддержка властей и спонсоров, уникальное своей красотой место проведения, талантливые мастера, трудящиеся над проектом, – все это не может не привести к успешному результату. Именно коротким, но емким словом «успех» справедливо назвать нового астраханского «Князя Игоря»: громадную историческую оперу гениального Бородина немного подсократили, оставив в ней все самое важное, ключевое для понимания и наиболее удачное по музыке, сотворив двухчасовое действо, вписанное в великолепный интерьер Соборной площади. Режиссер Константин Балакин и сценограф Елена Вершинина создали не дотошную историческую реконструкцию, но спектакль, являющийся эмоциональным прочтением давней истории о судьбе Руси, актуальной и поныне. Кремлевский ансамбль на импровизированной сцене дополняют шатром Кончака и гигантским зеркалом над Лобным местом, в котором отражается лик капризного Ярилы-солнца, с затмения которого начинается опера.

Несмотря на некоторую, увы, неизбежную «синтетику» микрофонного звучания (звукорежиссер Павел Омельченко), большое удовлетворение приносит музыкальная составляющая проекта. Маэстро Валерию Воронину удается передать колористическую роскошь бородинского шедевра и одновременно не дать рассыпаться этой очень разной, в известной степени клочковатой партитуре, закончить которую автору было не суждено. Крепкий вокальный состав также убеждает: «Игорь» певчески очень непрост, в нем не только хиты, но и огромные сложности для певцов. Но если в труппе есть такое золотое сопрано, как Елена Разгуляева (Ярославна), такое томное меццо, как Зинаида Дюжова (Кончаковна), такие певцы, как яркий тенор Александр Диянов (Владимир) и благородный баритон Руслан Сигбатулин (Игорь), то с этой труппой не страшно отправляться в самое рискованное плавание. Состав был усилен минчанином Андреем Валентием (Галицкий), чей вокал и артистический кураж очень украсили постановку.

Горячий прием публики совершенно оправдан: у театра получилось в очередной раз захватывающее зрелище. Хочется верить, что подобные open air станут доброй традицией и в Астраханском кремле прозвучит еще не одна русская опера!

 

Поделиться:

Наверх