АРХИВ
21.01.2014
«СЦЕНА У ФОНТАНА» 50 ЛЕТ СПУСТЯ

26 декабря в Большом театре России чествовали Елену Образцову. Выдающаяся певица, народная артистка СССР отметила полувековой юбилей творческой деятельности.

Восхождение Елены Образцовой на вершину мирового музыкального олимпа де-факто ознаменовали ее дебюты 1976 года на двух крупнейших оперных сценах – в «Ла Скала» и «Метрополитен-опера»: миланский театр был покорен ею в партии Шарлотты в «Вертере» Массне, нью-йоркский театр – в партии Амнерис в «Аиде» Верди. Однако полвека назад дорога к профессиональному подножию этого олимпа открылась для певицы именно после дебюта на сцене Большого театра России.

Дебют Елены Образцовой, тогда еще студентки пятого курса Санкт-Петербургской консерватории, состоялся 17 декабря 1963 года в опере «Борис Годунов» Мусоргского. Партия Марины Мнишек, к тому времени в постановке Большого театра давно уже успевшая потерять картину с арией этой героини, начиналась, как она начинается в недавно возобновленной редакции этого спектакля и сейчас, со знаменитой «Сцены у фонтана». Поэтому при открытии занавеса на торжественном гала-концерте «Браво, Елена!» публика увидела те же самые декорации польского акта: на заднем плане бил фонтан, а посреди сцены помещался «хрестоматийный» постамент с оленем, живописно взметнувшим свои рога к небу.

Эта сценографическая идея режиссера-постановщика вечера Дмитрия Бертмана оказалась и весьма здравой, и вполне оригинальной, ведь на сей раз после первых тактов полонеза польского акта бальная процессия шляхты на сцене так и не появилась: артистам хора Большого театра выпало разыграть совсем иное представление – юбилейное костюмированное шоу оперных героинь, созданных Еленой Образцовой за целых полвека. Сама же юбилярша в этот момент вышла на сцену в сопровождении ведущего вечера Святослава Бэлзы, чтобы представить необычное «попурри», обозначенное в программе как «Выход Примадонны». Его составили фрагменты двух номеров – сцены Графини из «Пиковой дамы» Чайковского и сцены опьянения Периколы из одноименной оперетты Оффенбаха. Подобное «сочетание несочетаемого» возможно и уместно лишь на таких экстраординарных событиях, как это. Представ неожиданно смелым в условиях академической сцены, «попурри» оказалось непритязательно легким и с большим тактом разыгранным «озорством». Оно стало свидетельством непреходящей душевной молодости виновницы торжества, буквально околдовавшей публику в зале.

Магнетизм незаурядной творческой личности Елены Образцовой с еще большей силой проявился во второй части вечера, когда в ее исполнении прозвучали три восхитительные французские миниатюры Рейнальдо Ана («Аллея без конца» на слова П. Верлена, «Если бы стихи мои имели крылья» на слова В. Гюго и «Май» на слова Ф. Коппе). В конце программы дуэттино из четвертого акта «Трубадура» Верди (с Ильей Говзичем в партии Манрико) вновь вернуло слушателей в оперное русло, воскресив одно из ярчайших сценических воплощений певицы – партию Азучены. Наряду с другими ее вердиевскими героинями (Амнерис, Эболи и Ульрикой), а также наряду с партией Сантуццы в опере Масканьи «Сельская честь» Азучена навеки вписана в скрижали выдающихся мировых интерпретаций итальянской оперы.

Основную часть вечера юбилярша, сидя в директорской ложе, принимала поздравления от певших для нее коллег и победителей ее именных конкурсов – конкурса молодых оперных певцов и конкурса юных вокалистов. В честь примадонны выступали и ветераны Большого театра – Маквала Касрашвили (романс Сантуццы) и Зураб Соткилава («Я так люблю тебя» Куртиса). Пели и Хибла Герзмава (выходная ария Нормы из одноименной оперы Беллини), и Василий Ладюк (ария Роберта из «Иоланты» Чайковского потрясающе точно выразила восторг как главную эмоцию вечера).

В рамках небольшой заметки упомянуть всех многочисленных участников концерта сложно, но ряд наиболее ярких вокальных моментов назвать просто необходимо. Это ария Тонио с девятью верхними «до» из «Дочери полка» Доницетти в феерически легком исполнении Максима Миронова. Это и виртуознейшая финальная ария Елены из «Девы озера» Россини в изысканной и стилистически безупречной интерпретации Юлии Лежневой. Это, конечно же, и первая ария Аиды из одноименной оперы Верди в драматически зрелой и весьма убедительной трактовке Динары Алиевой. Это, наконец, и романс Неморино из «Любовного напитка» Доницетти в академически строгом, но слегка холодноватом прочтении Дмитрия Корчака.

Дирижером-аккомпаниатором, весь вечер стоявшим за пультом оркестра Большого театра, был музыкальный руководитель Михайловского театра Михаил Татарников. Под его управлением вдохновенно прозвучала и увертюра к опере Бизе «Кармен», знаковой в карьере Елены Образцовой. Знаковым было и само участие молодого маэстро в этом концерте: так в посвященном примадонне московском торжестве обозначился «петербургский след» – след горячо любимой певицей ее «малой родины».

Поздравить Елену Образцову с золотым юбилеем творческой деятельности пришли и два коллектива. Московский камерный хор под управлением Владимира Минина исполнил «Шестопсалмие» из «Всенощного бдения» Рахманинова, а в финале вечера Большой сводный хор Академии хорового искусства им. В.С. Попова грянул «Триумф» из «Аиды». Триумф русская царица мировой оперы заслужила по праву!

Поделиться:

Наверх