АРХИВ
29.01.2013
«ДНИ БЕТХОВЕНА В МОСКВЕ»

Фестиваль «Дни Бетховена в Москве», один из самых известных и популярных детских фестивалей в столице, состоялся уже в седьмой раз. Начиная с 1 декабря, его прослушивания проходили в концертном зале ДМШ им. Бетховена, а открытие, на котором выступили лауреаты прошлых лет, и торжественное закрытие, включившее церемонию награждения и концерт лауреатов (16 декабря), – в Рахманиновском зале консерватории.

У этого фестиваля давно сложились творческие связи с крупнейшим в Германии музыкальным конкурсом «Молодежь музицирует», который охватывает все школы в стране и все немецкие школы за рубежом. Так, в 2002 году победители I федерального конкурса «Молодежь музицирует» (трио «Димитрий», названное так в честь Дмитрия Шостаковича) в качестве гостей выступали вместе с лауреатами фестиваля «Дни Бетховена в Москве» на сцене Рахманиновского зала консерватории. А в марте 2013 года в Москве состоится II тур нынешнего конкурса «Молодежь музицирует», и в нем примут участие все немецкие школы Северной и Восточной Европы.

Как названная культурная акция зарубежных коллег, так и VII фестиваль «Дни Бетховена в Москве» с тематическим подзаголовком «Бетховен и его современники» были посвящены продолжающемуся перекрестному Году Германии в России и России в Германии. В связи с этим к участникам фестиваля с приветственным словом обратился посол Германии в России Ульрих Бранденбург. Он подчеркнул, что уже сегодня благодаря усилиям организаторов фестиваль «Дни Бетховена в Москве» получает международную известность, привлекая к участию молодежь из Германии и организуя выступления российских юных музыкантов на европейских сценах.

VII фестиваль прошел при поддержке Департамента культуры г. Москвы, Учебно-методического центра развития образования в сфере культуры и искусства, Московской консерватории, Управления культуры по ЦАО и, конечно же, ДМШ им. Бетховена. Оргкомитет возглавили директор фестиваля А.А. Палицын (директор ДМШ им. Бетховена) и заместители директора фестиваля М.А. Воронина и Г.А. Фролова. В жюри в номинации «Камерно-инструментальное исполнительство» вошли профессора Московской консерватории Т.А. Алиханов (председатель), Е.А. Петров, Г.С. Ширинская, А.А. Шишлов и профессор ГКА им. Маймонида А.Е. Васильева. В номинации «Фортепианное исполнительство» в составе жюри работали профессор Московской консерватории Н.В. Трулль (председатель), профессор ГКА им. Маймонида O.Ч. Мусорин, преподаватель АМК при Московской консерватории О.Е. Мечетина, заведующая фортепианным отделом колледжа при РАМ им. Гнесиных В.А. Салахидинова и заведующая фортепианным отделом Учебно-методического центра развития образования в сфере культуры и искусства Департамента культуры г. Москвы Е.А. Фишер. Кроме работы в жюри Н.В. Трулль дала мастер-класс для участвовавших в фестивале пианистов.

Победителями в номинации «Камерно-инструментальное исполнительство» стали:

I место – Р.Турунтаев, И.Бахтин (ЦМШ при Московской консерватории); Е.Кершковская, Квак Е Ин (МССШ им. Гнесиных);

II место – М.Ломасова, А.Сапельникова (МССШ им. Гнесиных);

III место – Д.Стрельникова, Е.Кудрявцева (ЦМШ при Московской консерватории);

Дипломы – С.Девуцкая, В.Белесикова (Воронежский музыкальный колледж); Су Юнг Тье, В.Новоселова (АМК при Московской консерватории); К.Емельянов, Е.Кузнецова, Е.Татаринцева, А.Слесарева, Г.Акмен (АМК при Московской консерватории).

Победители в номинации «Фортепианное исполнительство» распределились по трем группам.

В младшей группе:

I место – П.Пантелеева (ДМШ им. Нейгауза);

II место – Е.Борисов (ДМШ им. Соловьева-Седого), Е.Сипачев (ДМШ им. Бетховена);

III место – М.Габриелян (ДМШ им. Даргомыжского), М.Филиппова (ДМШ им. Лядова);

Дипломы – Т.Васюнин (ДМШ им. Нейгауза), Н.Ларионова (ДМШ им. Алексеева), Ли Макс (ДМШ им. Гольденвейзера), С.Манюкова (ДМШ им. Гольденвейзера), Н.Плотников, (ДМШ им. Майкапара).

В средней группе:

I место – не присуждено;

II место – Р.Болдырев (ДМШ им. Кабалевского), Н.Писарский (ДМШ им. Кабалевского);

III место – Данг Куинь Ньы (ДМШ им. Островского), М.Хажомия (ДМШ им. Оборина);

Диплом – Г.Манушкин (ДМШ им. Стасова).

В старшей группе:

I место – Д.Кондратьев (ДМШ при МГКМИ им. Шопена);

II место – А.Добржинский (ДМШ им. Дунаевского);

III место – В.Козленко (ДМШ им. Осипова);

Дипломы – А.Абросимов (ДМШ им. Дунаевского), В.Воротынский (ДМШ при МГКМИ им. Шопена), Е.Куценок (ДМШ им. Лядова).

Стипендиатами Межрегионального благотворительного общественного фонда «Новые имена» стали победители фестиваля Р.Турунтаев, И.Бахтин, Е.Кершковская, Квак Е Ин, П.Пантелеева, Д.Кондратьев.

* * *

После концерта лауреатов на вопросы корреспондента «Играем с начала» ответил директор фестиваля «Дни Бетховена в Москве», директор ДМШ им. Бетховена А.А. Палицын.

– Александр Анатольевич, напомните основные вехи становления фестиваля.

– На первом фестивале, состоявшемся в 2000 году и приуроченном к 230-летию со дня рождения Бетховена, звучала только его музыка, причем пианисты и камерные ансамбли выступали тогда в едином зачете, без разделения на номинации. Затем мы пришли к выводу, что надо расширить круг исполняемых композиторов венскими классиками и современниками Бетховена. Так возникли имена Гайдна, Моцарта, Вебера, Шуберта, Мендельсона и Шумана. Уже в 2002 году фестиваль проходил в новом репертуарном формате, но пока еще как камерно-инструментальный. Третий фестиваль состоялся в 2003-м, так как нам предложили провести его в рамках III Московского международного форума преподавателей-музыкантов и детско-юношеского фестиваля музыкантов-исполнителей «Путь к мастерству». Он был также камерно-инструментальным, но нам очень хотелось, чтобы отдельно играли и пианисты, и тогда же мы впервые провели такой открытый фестиваль собственными силами на базе нашей школы. С тех пор мы сохранили разделение по двум исполнительским номинациям, а в 2007-м в камерно-инструментальной части наш фестиваль состоялся снова в рамках международного форума, уже четвертого, а фестиваль фортепианной музыки прошел в том же формате, что и два предыдущих. С 2010 года фестиваль проходит как городской по обеим номинациям: 2009 год мы намеренно пропустили, чтобы шестой фестиваль провести в год 240-летия Бетховена. Нынешний фестиваль состоялся в формате, сложившемся в 2010 году, начиная с которого по двум своим номинациям он проходит под патронатом Учебно-методического центра развития образования в сфере культуры и искусства.

– Есть ли какие-то специфические особенности проведения прослушиваний?

– Фортепианные состязания проходят только для детских музыкальных школ и школ искусств. Что же касается камерно-инструментального исполнительства, то фестиваль адресован в первую очередь учащимся и студентам музыкальных средних специальных учебных заведений, ведь по условиям программы не допускаются никакие переложения. В этом году мы, правда, в качестве поощрения позволили выступить одному дуэту из ДШИ им. Балакирева. И все же ансамблевая программа для учащихся наших школ, конечно же, очень трудна, тем более, когда игру музыкантов оценивает жюри такого высокого уровня. Но замечу, что на прошлом фестивале по абсолютному единодушию членов жюри именно дуэту из нашей школы и была присуждена I премия.

– Как формировалось жюри фестиваля?

– Идея подбора жюри основана на том, чтобы в нем присутствовали мастера, не связанные со школьным учебным процессом: нам хотелось непредвзятой оценки юных музыкантов. Председатели жюри нашего фестиваля – профессора Московской консерватории. В 2000 году жюри возглавлял В.В. Кастельский, с 2002 года этот пост занял Т.А. Алиханов. В последние годы жюри в номинации «Фортепианное исполнительство» возглавляет Н.В. Трулль. Несомненно, что присутствие в жюри наряду с ними и других известных музыкантов всегда способствовало поднятию престижа нашего фестиваля.

– Фестиваль предусматривает какие-то особые награды?

– В разные годы мы по-разному награждали детей. В 2003 году победитель нашего фестиваля квартет из Казани поехал в Германию и Австрию. Это была, конечно, туристическая поездка, но музыканты также выступили в Берлине (в посольстве России) и в Вене (в Высшей школе музыки). В мае того же года другие наши лауреаты (дуэт и трио) отправились на фестиваль в немецкий город Китцинген. На фестивале 2005 года, который мы проводили вместе с фондом «Новые имена», приглашенные на заключительный концерт немецкие меценаты вручали нашим победителям специальные премии за лучшее исполнение сонаты Бетховена.

Интервью с членом жюри фестиваля в номинации «Камерно-инструментальное исполнительство» Г.С. Ширинской продолжило тему.

– Галина Сергеевна, каковы ваши впечатления от фестиваля?

– Очень благоприятные! Хотя перед детьми была поставлена весьма трудная задача - исполнять венскую классику и романтику, большинство педагогов подготовили участников так, что они проявили огромный интерес к этой музыке, играли живо, увлеченно, вкладывая в исполнение душу. Среди ансамблей наблюдалась разная степень технической оснащенности, однако ребята были очень способные, просто в их игре имелось много недоделок – явно не хватило времени. Мы, конечно же, прекрасно понимаем, как трудно играть в ансамбле, собираться большими составами и находить необходимое количество времени для репетиций. Награды фестиваля нашли именно те ансамбли, которые проявили сочетание технических навыков и эмоциональности исполнения. В целом впечатления – самые оптимистичные. Традиции детского ансамблевого исполнительства продолжают развиваться, что и показал нынешний фестиваль, превосходно организованный!

– Насколько этот фестиваль важен для ребенка?

– Фестиваль чрезвычайно важен, ведь он стимулирует детей к самостоятельному творчеству. Фестиваль – это не музицирование «для себя», это значительное событие, когда дети, преодолевая робость, выходят на сцену и выступают публично, а жюри оценивает их результаты. Успешное участие в фестивале – это возможность выиграть награду и замечательный шанс впервые заявить о себе.

Завершением темы стал вопрос к председателю жюри фестиваля в номинации «Фортепианное исполнительство» Н.В. Трулль.

– Наталия Владимировна, как вы оцениваете фестиваль?

– В первую очередь фестиваль интересен тем, что на нем очень серьезно играют маленькие дети. Это весьма солидное мероприятие городского масштаба, и хочется, чтобы у фестиваля появилась своя заинтересованная публика, чтобы в зале присутствовало как можно больше слушателей помимо родителей и друзей участников. Творческий потенциал музыкального исполнительства детей огромен, и в наше время именно это, как мне кажется, и могло бы привлечь к фестивалю широкую публику. Но над этим надо специально работать.

Лет пять, наверное, прошло уже с той поры, как я впервые приняла участие в работе жюри фестиваля «Дни Бетховена в Москве», и могу сказать, что процент талантливых детей приблизительно один и тот же. Играют они год от года хорошо, и это очень важно. Нынешний замечательно организованный фестиваль показал очень хорошие результаты, а заключительный концерт лауреатов прошел просто на славу. Так что качественная стабильность фестиваля, несомненно, сохраняется. А это самое главное.

Поделиться:

Наверх