АРХИВ
29.11.2013
В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Октябрьские мероприятия, приуроченные к международной презентации театра «Астана Опера», можно разделить на две части – актуальную теоретическую, связанную с проведением международной научной конференции, и впечатляющую практическую, связанную со спектаклями и концертами на сцене Большого зала театра.

ТЕОРИЯ

Международная научная конференция «Современное оперное искусство: традиции, новаторство, перспективы» прошла в Камерном зале театра. На правах принимающей стороны ее модератором выступил директор театра Т.М. Мухамеджанов.

Тема конференции была сформулирована широко, хотя сегодня, когда говорят о положении дел в современном оперном театре, основное внимание, как правило, уделяют именно новаторству – актуализации и все более обозначающейся глобализации мирового оперного процесса, передовым сценографическим технологиям и режиссерскому театру. На сей раз то, что уже в самом названии в качестве отдельной категории фигурировали и традиции, для диалога культур в стенах театра, вступившего в ассоциацию «Опера Европа», предстает весьма знаковым.

Большое внимание академическому музыкальному искусству, конечно же, уделялось в Казахстане и в советский период: его достижения неоспоримы. Но сегодня, когда молодой театр «Астана Опера», принимая у себя делегации из многих известных театров мира, делает свои первые шаги на международной арене, переосмысление им как собственных национальных традиций, так и того позитивного, что имело место на огромном пространстве СССР, предстает не просто важным, но и необходимым. В силу этого выставку «Большие имена» в фойе Камерного зала, организованную Музеем Большого театра России, можно считать не просто прекрасным подарком Астане, но и тематическим заделом конференции, ее прочным историческим фундаментом.

Наиболее ценный экспонат этой выставки – костюм Федора Шаляпина для роли Мефистофеля: он словно перекидывает мост между оперными поколениями. Речь о том, что другой выдающийся российский бас Ильдар Абдразаков, уверенно покоривший публику театра «Астана Опера» в партии Аттилы, – достойный продолжатель великих вокальных и актерских традиций Шаляпина. На гала-концерте второго дня И. Абдразаков с большим успехом представил именно куплеты Мефистофеля из оперы Гуно «Фауст», в то время как Елена Образцова, мегазвезда старшего поколения, исполнением сцены Графини из «Пиковой дамы» Чайковского напомнила о великой эпохе Большого театра России и его «золотых голосов».

С именем Шаляпина был связан и один из конференционных докладов. Свое выступление профессор Московской консерватории Н. Кузнецов назвал так: «Актуальность теоретического наследия Ф.И. Шаляпина в XXI веке». Эта тема вызвала необычайный интерес, ибо все мы знаем Шаляпина как певца, но практически не знаем его как автора педагогической системы, сходной с системой Станиславского, но ориентированной на певцов, актеров оперного театра. Актерское мастерство – важная составляющая оперного образа, но воплотить свою методику в учебное пособие Шаляпин не успел. Докладчик, в настоящее время работающий над учебником «Основы оперно-сценической системы Шаляпина – Станиславского», особо подчеркнул давно назревшую необходимость включения рабочих сценических терминов Шаляпина в программу по актерскому мастерству для студентов музыкально-театральных вузов.

Доклад «Оперное искусство Казахстана в пространстве мировой культуры» был представлен профессором Казахского национального университета искусств (Астана) У. Джумаковой. Ретроспектива развития оперного жанра в Казахстане берет отсчет в 1920–1930-е гг., когда создавалось много национальных опер, – они ставились практически год в год и имели огромный успех. С обращением с середины 1930-х гг. к европейскому репертуару обозначился и новый этап развития оперного искусства внутри страны. Ныне с появлением в Астане оперного театра, устремленного в будущее и открывающего широкие горизонты международного сотрудничества, перед национальным музыкальным театром встает ряд качественно новых творческих задач.

В своем выступлении художественный советник Шанхайского Большого театра Шицзинь Цянь рассказал об истории становления классической оперы в Шанхае. Директор ассоциации «Опера Европа» Н. Пэйн, подчеркнув, что Казахстан – 36 страна, вступившая в нее, сосредоточился на современных механизмах рентабельности оперного производства и объединяющих художественных ценностях, которые несет в мировое сообщество искусство оперы. Б. Мингетти, президент Общественного театра Комо и Итальянской оперно-концертной ассоциации (AsLiСo), в своем докладе «Театр без границ» затронула важность образовательного аспекта, направленного на приобщение к опере молодого поколения, а также высветила необходимость ее популяризации вне стен оперного театра любыми, порой весьма нетрадиционными способами, в том числе и с помощью всевозможных флешмобов.

Р. Джованарди, арт-директор ATERDanza (подразделения Театральной ассоциации региона Эмилия-Романья) поднял проблемы балетных трупп в Италии, связанные с тем, что в большинстве случаях они являются самостоятельными творческими единицами при оперных театрах. Основатель и руководитель испанского журнала Opera Actual Ф. Санс Ривьер остановился на значении оперы в преодолении пропасти между культурами и той роли, которую должны в этом играть средства массовой информации. М. Баскес-Шелли, директор по внешним связям и взаимодействию со спонсорами мадридского театра «Реал», смогла убедить в том, что одинаково важна работа театра как в социальной среде, так и со спонсорами, причем, как показал ее опыт, при правильном построении работы сотрудничество со спонсорами никогда не приведет к потере собственной независимости. Наконец, С. Становкин, глава представительства BBC World News в России и СНГ, докладом «Влияние бренда театра «Астана Опера» на международный имидж Казахстана» поставил точку в работе конференции, но для самого театра в этом важном направлении наметил необходимые аспекты деятельности.

ПРАКТИКА

Постановка оперы Верди «Аттила» – плод творческого вдохновения Пьера Луиджи Пицци. Приглашение итальянского режиссера в Астану стало настоящей сенсацией, ведь художника театра такого ранга, и на этот раз выступившего в трех творческих ипостасях (режиссера, сценографа и дизайнера костюмов), заполучить на постановку не так-то просто. За основу спектакля была взята продукция Пицци, впервые увидевшая свет на сцене Римской оперы весной прошлого года и в последний раз представленная в рамках последовавшего затем летнего сезона театра на открытой сцене Терм Каракаллы. Но, несмотря на то, что основной комплект декораций прибыл в Казахстан из Италии, «Аттила» в постановке театра «Астана Опера» – спектакль совершенно оригинальный.

Всю сценографию Пицци переосмыслил заново с учетом великолепных технических возможностей театра, его первоклассной машинерии. Одеянию гуннов он придал этническую фактуру казахского костюма, а Аттилу представил не диким варваром, а отважным и благородным (отчасти даже просвещенным) героем, преданным своим окружением – римским полководцем Аэцием (Эцио) и парой аквилейских патриотов-любовников Форесто и Одабеллой. Если учесть драматургическую наивность либретто Солеры и целиком исходить опять же из наивного, но такого пленительного мелодического очарования раннего стиля Верди, то в данном случае режиссерская концепция и абсолютно логична, и по отношению к уникальности постановочного момента весьма изящна.

Как всегда, Пицци прибегает к абстрактному сценографическому пространству в своем излюбленном философско-символическом ключе, но при этом наполняет его энергетикой действенных мизансцен, ставя перед актерами очень точные драматические задачи и создавая графически точный и психологически мощный эффект театральной реальности. Поразительно, но классически геометрическая абстракция объемов и форм, населенная персонажами, в костюмах которых лишь угадывается аромат сюжетной истории, и на этот раз оказывается идеально созвучной музыке. Эту просчитанную до мелочей театральную гармонию режиссеру помогают создавать его итальянские коллеги – художник по свету Винченцо Рампони, хореограф Роберто Мария Пиццуто и дирижер Марко Боэми.

С последним именем ошибки нет, хотя музыкальным руководителем постановки официально числится Валерий Гергиев. Просто вся работа по подготовке спектакля была сделана без него: он лишь продирижировал премьерой. Но спектакль остался, и он будет жить на этой сцене, ведь премьера показала, что оркестр и хор театра «Астана Опера» – высокопрофессиональные коллективы (музыкальный руководитель – Абзал Мухитдинов, главный хормейстер – Ержан Даутов).

С первых дней в репетициях участвовали и солисты театра «Астана-опера», но их час еще впереди, а на премьере в главных партиях выступили солисты Мариинского театра. Это уже упомянутый великолепный Ильдар Абдразаков в партии Аттилы и драматически мощная Анна Маркарова в партии Одабеллы. Ансамбль дополнила прекрасная пара итальянских певцов – баритон Клаудио Згура (Эцио) и тенор Лучано Ганчи (Форесто). С весьма мастеровитым К. Згурой ранее мне уже доводилось встречаться в Италии на фестивале «Сферистерио» в Мачерате, причем в той же партии, но в совершенно иной постановке постоянного ассистента Пицци Массимо Гаспарона. Партия Аттилы в трактовке И. Абдразакова, конечно же, хорошо знакома мне и по спектаклю Мариинского театра. Однако Л. Ганчи стал для меня настоящим открытием казахстанской премьеры.

На гала-концерте за дирижерский пульт оркестра поочередно вставали А. Мухитдинов и М. Боэми. Казахская музыка была представлена симфоническим кюем «Кудаша Думан» Е. Рахмадиева, танцем и хором из оперы «Биржан и Сара» М. Толебаева, а также попурри на тему казахских народных песен в исполнении Камерного хора театра «Астана Опера». Из его солистов в классическом европейском репертуаре мы услышали замечательных певцов – сопрано Альфию Каримову, тенора Медета Чотбаева, баритона Сундета Байгожина и бас-баритона Бауржана Андержанова.

Приглашенными участниками праздничного вечера были К. Згура и Л. Ганчи, сопрано Майра Керей и Ольга Перетятько, скрипач Сергей Крылов и трубач Сергей Накаряков, пианист Денис Мацуев и прима-балерина Большого театра России Светлана Захарова. А грандиозным завершением программы в исполнении хора, оркестра и балета театра «Астана Опера» стали «Половецкие пляски» из оперы Бородина «Князь Игорь».

Поделиться:

Наверх